Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Два кубометра Емели

{mosimage}Гостей Ганзейских дней Нового времени на кремлёвском пляже порадовал фестиваль песочных фигур.

К неоспоримым достоинствам этого художественного жанра — лепке фигур из песка — относится его крайняя демократичность. В самом деле, художнику ничего не нужно, кроме песка, лопаты, шпателя и жидкости-фиксатора. Ну, плюс немногое: опыта и вдохновения. Зато, в отличие от авторов, работающих с традиционными бронзой и мрамором, у песочного скульптора путь от идеи до воплощения гораздо короче. Вот где авторская свобода!

Песка на Новгородской земле много. Если пофантазировать, то из терриконов сыпучего стройматериала можно возвести подобие Большого сфинкса в египетской Гизе или что-то соразмерное памятнику «Тысячелетие России». Вдохновляет, что юбилейный год для Великого Новгорода уже ознаменован большим числом монументов. Учитывая, что кремлевский пляж находится в самом центре города, песочная фигура на виду у туристов тоже может иметь хорошее будущее.


Закрепитель со шпателем
В этом году организаторы подошли к фестивалю с размахом. Было привезено больше песка, который тщательно трамбовался виброплитами. Качеством материала организаторы фестиваля остались в принципе довольны, хотя небольшие посторонние включения имелись.
Андрей ДАВЫДЕНКОВ, преподаватель кафедры художественной и промышленной обработки материалов (ХиПОМ) НовГУ, отвечал на вопросы корреспондента «НВ», изучая огромную кучу песка перед собой и оценивая работу подопечных студентов:
— Я участвую в новгородских фестивалях песочных фигур с момента возникновения самой идеи проведения таких акций. Затем решил привлечь команду студентов, и небезуспешно — их работа даже попала в прошлом году на обложку DVD-диска, посвященного фестивалю.
— А у вас есть сайт, посвященный работам?
— Пока у нас никто до этого не додумался, но вы подали хорошую идею.
Андрей Иванович как профессионал с удовольствием поделился некоторыми секретами работы с песком.
— При изготовлении тех или иных композиций надо учитывать фактуру материала, как его нужно обрабатывать, — сказал он. — Вплоть до того, каким образом поливать песок закрепителем. Новичкам лучше отказаться от чересчур сложных скульптурных композиций с выдающимися фрагментами и арками: они отваливаются в первую очередь. Конечно, постепенно наша техника совершенствуется. Мы все шире используем тонкие инструменты, различные шпатели, новые материалы. Такие, как «жидкое стекло», например.
ХиПОМ выставил в этом году не одну, а целые три композиции. Одну из куч песка ребята превратили в огромный, размером с летающую тарелку, компас с ганзейской символикой. Другая стала якорем внушительных размеров. С создателями же третьей песочной композиции удалось пообщаться прямо во время творческого процесса.
— В детстве все лепили замки из песка. Наша композиция «Три медведя» монументальна и символична. Самый большой медведь из трех — Великий Новгород, медвежата — это другие русские города, а мост — знак объединения России и Европы. Из бочки, на которую опирается большой медведь, выплывают корабли — это экспорт, а по мосту к нам идет импорт, — рассказала студентка III курса Дарья СЕМЕНОВА.
Сказанному верилось, потому что в руке у молодой художницы был эскиз, по очертанию фигур на котором корреспондент «НВ» еще утром мог предположить то, как будет выглядеть фигура в итоге. Результат же впоследствии, и вправду, был достойным.


{mosimage}Где тонко, там и сыпется
Александр МИЛОСЕРДОВ, главный дизайнер фестиваля, по признанию участников, — мэтр и учитель. Он продолжил рассказ о тонкостях искусства лепки из песка. По словам художника, в процессе подготовки пришлось сделать много чего: от ряда предварительных экспериментов с закрепляющими жидкостями, включая лимонад «Дюшес», до проверки качества песка на складе — как он будет держаться, насколько он сыпуч.
Устойчивость и хрупкость — два основных момента, на которые приходится обращать внимание создателям песочных фигур. Александр Милосердов предупредил, что желание поразить зрителя эффектностью работы на конечной стадии может дорого обойтись скульпторам. На памяти новгородского художника была презентация большой работы группы мастеров по песку, которые на столичном фестивале песочных фигур создали вулкан, украшенный от подножия до вершины скульптурами. В финале представления из его жерла должен был вырваться сноп огня, который производила заранее заложенная в композицию пиротехника. Но то ли вулкан оказался рыхлым, то ли петард было слишком много... В общем, от композиции во время салюта отвалился значительный ее кусок, к вящей печали авторов и зрителей.
По мнению главного дизайнера, использование чего-либо в песочной скульптуре, кроме песка и закрепителя, является неспортивным поведением. Хотя на одном из ушат в скульптурной группе «Емеля и щука» можно было увидеть ручку из пенькового каната.
— А как сделать висящую веревку из песка? — удивляется автор работы Мария БРЕДИХИНА, преподаватель новгородской детской дизайн-студии «Эксклюзивчик».
На Емелю со щукой ушло два кубометра песка, а канат, впрочем, не портил общего впечатления. Да и зритель к создателям песочных фигур должен быть придирчив до известной степени, после которой можно только ахать и восхищаться увиденным.

Томас ТОММИНГАС
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)