Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Городские легенды

{mosimage}Почти все представители Ганзы, встречая посетителей на презентационной ярмарке, рассказывали о преданиях и мифах их местности.

Вот, например, девушка из немецкого Букстехуда, звоня в маленький колокольчик на набережной Александра Невского, замечает, что у них принято в этом случае говорить: «Собака, которая лает хвостом». Оказывается, когда в этом небольшом городке Германии в средневековье появился первый колокол с языком (до этого по стоящим на земле колоколам просто били молотками), канат, привязанный к языку, за который звонари тянули, быстро трепался, напоминая собачий хвост.

Представители городов Ганзейского союза раскладывали сувениры и рекламные проспекты на стендах у своих презентационных деревянных домиков на набережной. Причем ассортимент оригинальный: книжки-раскладушки, пакеты с изображением карт и указанием достопримечательностей на них, «меню» из Ганзейских городов одной страны.
А вот пообщаться с гостями Великого Новгорода, к сожалению, удается не всегда — нет переводчиков. Но европейцы не унывают. Вот прямо у уличного кафе немецкий джаз-банд устраивает небольшой концерт — музыканты позируют перед камерами, а статный мужчина в ярком галстуке мимикой и жестами объясняет смысл песен. И всем все понятно без слов.
Госпожа Анна из Оснабрюка — немецкого города, в котором родился всемирно известный писатель Эрих Мария Ремарк, — впервые в России:
— Вчера в ресторане мы познакомились с пожилым русским человеком, отец которого погиб в 1945 году при взятии Берлина. Но он нас, немцев, не винил и не упрекал ни в чем. Мы лишний раз убедились, насколько русский народ благороден.
Господин Усторп — представитель мэрии немецкого Висмара, многие годы занимающийся развитием туризма и принимавший участие во всех Ганзейских днях, заметил, что в Великом Новгороде, впервые за всю историю Ганзы Нового времени, представление делегаций сопровождалось исполнением гимнов всех стран-участниц, что его порадовало.
А неподалеку, на Ярославовом Дворище, развернулся настоящий средневековый рынок. Ремесленники и мастеровые люди зазывают народ на товар посмотреть да прицениться.
Пскович Дмитрий Соколов, не один год занимающийся реконструкцией древнерусской посуды, предлагает керамические миски, кружки.
— А вот это, — говорит он, показывая на большой глиняный чан с орнаментом по кругу, — посуда специально для приготовления сбитня. Информацию о технологии ее производства долго искал в архивах, помогли и находки археологических экспедиций.
Мужчины разглядывают разложенное на столах оружие. Тут и ножи, и мечи, и булавы... Продавец замечает, что новгородцы в основном интересуются луками. Ну а женщины спешат туда, где переливаются на солнце янтарные бусы, броши и кольца Рижского взморья, где нижегородские красавицы из творческого объединения «Театр Времени» разложили сумки из кожи и ткани ручной работы.
Тут же молодой боярин-барин из новгородского театра «Эксперимент» зазывает: «Подходи, налетай — в азартные игры поиграй!». Подхожу. Два немца у бочки с водой делают ставки — один называет 33, другой — 45. Им выдают обозначенное ими количество монет по одной копейке и бумажные кораблики. Задача игроков — опускать копейки на качающийся в бочке с водой кораблик, пока он от перегрузки не потонет.
Детишки столпились у козульщиц из Архангельска. Народный мастер России Татьяна Анухина не один десяток лет уже печет пряники:
— Новгородчина некогда славилась печатным пряником, но потом это ремесло почему-то у вас забыли, а у нас в Архангельске секреты приготовления передаются по наследству только членам одной семьи. Так что покупайте мои сахарные козюлечки: вот этот за 30 рублей, а эта пряничная древнерусская ладья с надписью к 1150-летию Великого Новгорода — 35 рублей!
Финские девушки из Турку угощали желающих бутербродами с красной икрой, а их ближайшие соседи из Эстонии раздавали детишкам воздушные шарики, конфеты и приглашали всех в следующем году побывать на Ганзейских днях в курортном городе Пярну.

Людмила ДАНИЛКИНА