Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Приятное с полезным

{mosimage}Участники международной исторической конференции проложили первый туристический маршрут по Волхову

Историческая научная конференция «Европейское культурное наследие: Ганзейское окно» открылась на  теплоходе «Господин Великий Новгород» в понедельник, 15 июня. Судно вышло из Петербурга, имея на борту около 50 крупнейших российских и зарубежных учёных, а также гостей XXIX Ганзейских дней.

Вчера теплоход благополучно пришвартовался на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде, а интервью с организатором конференции Сергеем ТРОЯНОВСКИМ, руководителем Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника, мы записали, когда, пройдя часть самого древнего в России водного пути из варяг в греки, «Господин Великий Новгород» причалил в поселке Краснофарфорный Чудовского района.

Позади остались крепость Орешек и Старая Ладога, впереди были Грузино, имение графа Аракчеева, и конечный пункт назначения.
— Сергей Викторович, чем сейчас занимаются участники конференции?
— Мы направляемся в музей фарфора при бывшей фабрике промышленника Кузнецова. Эта прогулка — запланированный перерыв в плодотворной работе наших гостей.
— Что удалось обсудить за время путешествия, ведь состав конференции довольно представительный?
— На протяжении встречи читаются научные доклады. В частности, «Новый старый памятник» — по проблемам архитектурной реставрации, «Этические аспекты современного использования культурного наследия»,  «Наследие Ганзы как фактор культурной интеграции». Особый интерес вызвало полуторачасовое сообщение Екатерины Сквайрс, профессора МГУ, которая давно изучает русско-немецкие языковые контакты XII—XVII веков, это как раз приходится на период сотрудничества Новгорода и Ганзы. Ей удалось обнаружить в столичных архивах уникальный немецкий печатный документ. Предполагается, что он попал в Москву через Новгород. Но это  тема для отдельного разговора.
Здесь же с нами находится и Елена Рыбина, профессор кафедры археологии МГУ, буквально вчера она представила книгу «Новгород и Ганза», а также Евгений Носов, директор института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, 30 лет изучающий Рюриково городище.
— Знаю, что к вам в пути пришло известие о награждении академика Янина орденом «За заслуги перед Отечеством». А орден на борт не прислали?
— Орден, как и положено, будут вручать в Кремле, позже. Валентин Лаврентьевич к лаврам, как известно, относится ровно, потому что главной наградой считает возможность работать. О том, каковы результаты его труда, хорошо знают во всем мире. Кстати, Янин и сформулировал основную цель конференции как «обмен опытом с городами Ганзейского союза и выработка решений по сохранению культурного наследия, его популяризации».
— Помнится, идея конференции такого необычного формата зародилась еще два года назад, когда ученые обсуждали тему древних крепостей на Балтике. Как удалось осуществить задумку?
— Научно говоря, россияне и европейцы вступили в новую эру открытости границ и стремления к экономической и культурной интеграции на основе тысячелетних контактов. Поэтому и было решено продолжить научный диалог в Дни Ганзы в Великом Новгороде. Тогда новгородскую инициативу поддержали представители Ганзы, в частности, Ингер Харлеви из университета шведского Висбю и второй человек в Ганзейском союзе Нового времени.   
— Кстати, в то время, в сентябре 2007-го, вам не удалось пройти в Волхов из-за малой воды. Как нынче проходит плавание из варяг в греки?
— Волховская ГЭС, которая сама по себе интересный туристический объект, удачно пропустила нас по шлюзу. Наша конференция — по сути первая попытка возродить маршрут для путешественников по воде, показать, что Волхов вполне судоходен и любопытен для туриста. Об этом нас просили и губернатор Сергей Митин, и мэр Новгорода Юрий Бобрышев. По ходу следования есть проблемы с пристанями. Например, здесь, в Краснофарфорном, чтобы переправить нас на берег, прислали два катера и соорудили понтон. А в Старой Ладоге, которую посещал когда-то Владимир Путин, уже сделали бетонный причал. Так что спустя тысячу лет мы попытаемся вернуть популярность этому маршруту.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)