Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Что за комиссия, создатель!

Прокуратура считает, что комиссии по урегулированию конфликта интересов, призванные стать одним из механизмов борьбы с коррупцией, в Новгородской области фактически бездействуют.
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов были созданы согласно указу Президента РФ от 3 марта 2007 года. За это время в Новгородской области они собирались по одному разу и всего лишь в двух ведомствах: в управлении Росприроднадзора и Комитете организационного обеспечения деятельности мировых судей  Новгородской области.

Мелочь, а неприятно
В первом случае комиссия обсуждала тему незадекларированных  доходов одной из сотрудниц, что запрещено законом о государственной гражданской службе. Во втором речь шла о предоставлении служебной информации на сторону, заинтересованному бизнесмену. Последний пример, к слову, не является коррупционным преступлением — там налицо был конфликт интересов.  
— На своих заседаниях такие комиссии могут обсуждать информацию, полученную из любых источников. Например, о случаях нарушения служебной этики, скажем, опоздании или пьянстве или о предпосылках  конфликта интересов, — рассуждает Константин СОМОВ, начальник антикоррупционного отдела прокуратуры области. — Под последним понимается любая ситуация, при которой личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей служащего и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и интересами службы, способное нанести вред.
Комиссии по урегулированию конфликта интересов — предупредительный инструмент борьбы с коррупцией. Они позволяют мирными методами «разрулить» конфликтную ситуацию, не давая ей перерасти в  уголовное  преступление.
— Рычагов много. Не продекларировал доходы — обязать выполнить это. Родственники работают в одной структуре, тем самым допуская возможность сговора, — перераспределить их полномочия, коллегиально обсуждать принимаемые ими решения, — объясняет Сомов. — В конце концов можно предупредить самого работника о возможном негативном развитии ситуации.  Проблема в том, что члены комиссий недооценивают своих возможностей. Не понимают, что на заседании нужно разбирать не только уже возникший конфликт, но и условия, способствующие его появлению. Чтобы ликвидировать это непонимание, сотрудники прокуратуры уже проводят разъяснительные беседы со служащими.   

На практике
Один из примеров противоречивой ситуации, которую комиссия по урегулированию конфликта интересов проигнорировала, Константин Сомов привёл из практики работы областного управления Роспотребнадзора.
Его Валдайский территориальный отдел возглавляет Ольга Галушкова, которая выдает обязательные для исполнения предписания как гражданам, так и юрлицам, в том числе о выполнении дезинфекционных работ. Её родственница работает в ООО «Гигиена», предлагающем именно такие услуги в Валдайском районе. При этом, по информации прокуратуры, надлежащего надзора за ООО местный отдел Роспотребнадзора не осуществлял. Не проводил проверки исполнения санитарного законодательства, нарушения которого выявила прокуратура после своего рейда в фирму. Выяснилось, что у «Гигиены» нет своего транспорта для перевозки спецсредств, дезинфекторы не проходят периодические медосмотры, ряд работников не имеют медкнижек… В итоге прокуратура направила в областное управление Росприроднадзора информацию о предотвращении возможного конфликта интересов.
То, что комиссии не собираются, их председатели, опрошенные «НВ»,  объясняют отсутствием конфликтных ситуаций. 
 
Елена КУЗЬМИНА