В Великом Новгороде прошло выездное заседание президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Помимо рабочего визит носил и ознакомительный характер: ведущие специалисты в области архитектуры и защиты памятников посетили ряд культурно-исторических объектов Великого Новгорода, на которых сейчас ведутся масштабные строительно-реставрационные работы. В их числе были Юрьевский монастырь и Новгородский кремль. Корреспондент «НВ» поинтересовалась мнением ведущих специалистов о ходе и качестве проводимых в городе на Волхове работ.
— Нам есть, с чем сравнивать, — сказала председатель Центрального совета ВООПИиК Галина МАЛАНИЧЕВА, — мы видели, в каком состоянии памятники архитектуры были раньше, и какие они сегодня. Приятно, что в Новгороде много делается в этом направлении. Но есть и спорные моменты — в частности, теплофикация Георгиевского собора Юрьева монастыря, который всегда был неотапливаемым. К сожалению, практика показывает, что в летних храмах после проведения теплофикации нередко начинаются разрушения. Пока в храме довольно комфортная обстановка, но посмотрим, что будет дальше.
Кроме того, отметили специалисты, при реставрации памятников Великого Новгорода часто вместо деревянных рам в проёмы храмовых окон вставляют пластиковые стеклопакеты, стены штукатурят по той же технологии, что и фасады жилых зданий, да и современные двери портят внешний вид памятников.
— Эстетическая сторона работы изменилась в корне, — отметил автор монографии по памятникам истории и культуры Великого Новгорода Михаил МИЛЬЧИК. — Надо ведь учитывать, что раньше строили иначе: гранитные ступени в Никольском соборе — это нонсенс, как, впрочем, и пластиковые окна. Такого в старину не было. Используя в работе современные технологии, нужно проводить работы так, чтобы приблизить облик памятников к тому виду, как они выглядели хотя бы век или полтора назад.
Причина таких грубых и порой неоправданных решений при работе на памятниках, пояснили специалисты, связана прежде всего с резким снижением общего методического уровня.
— Сегодня практически нет притока реставраторов: если раньше таких специалистов выпускалось несколько десятков, то сегодня диплом по реставрации защищают единицы, — утверждает реставратор высшей категории Татьяна КАМЕНЕВА, президент некоммерческого партнёрства «Союз реставрации». — В итоге пустота заполняется случайными людьми, для которых самое главное — получить заказ и выбить тендер.
Примеров варварской реставрации масса. И с ней очень трудно бороться: архитектурного надзора за ходом ремонтно-реставрационных работ сегодня нет как такового, нет и комиссии по аттестации реставраторов, да и со служителями церкви найти общий язык бывает не всегда легко.
— Но это общероссийские тенденции, — резюмировала Галина Маланичева. — А по сравнению с другими городами реставрационные работы в Великом Новгороде ведутся, можно сказать, на идеальном уровне.
— Нам есть, с чем сравнивать, — сказала председатель Центрального совета ВООПИиК Галина МАЛАНИЧЕВА, — мы видели, в каком состоянии памятники архитектуры были раньше, и какие они сегодня. Приятно, что в Новгороде много делается в этом направлении. Но есть и спорные моменты — в частности, теплофикация Георгиевского собора Юрьева монастыря, который всегда был неотапливаемым. К сожалению, практика показывает, что в летних храмах после проведения теплофикации нередко начинаются разрушения. Пока в храме довольно комфортная обстановка, но посмотрим, что будет дальше.
Кроме того, отметили специалисты, при реставрации памятников Великого Новгорода часто вместо деревянных рам в проёмы храмовых окон вставляют пластиковые стеклопакеты, стены штукатурят по той же технологии, что и фасады жилых зданий, да и современные двери портят внешний вид памятников.
— Эстетическая сторона работы изменилась в корне, — отметил автор монографии по памятникам истории и культуры Великого Новгорода Михаил МИЛЬЧИК. — Надо ведь учитывать, что раньше строили иначе: гранитные ступени в Никольском соборе — это нонсенс, как, впрочем, и пластиковые окна. Такого в старину не было. Используя в работе современные технологии, нужно проводить работы так, чтобы приблизить облик памятников к тому виду, как они выглядели хотя бы век или полтора назад.
Причина таких грубых и порой неоправданных решений при работе на памятниках, пояснили специалисты, связана прежде всего с резким снижением общего методического уровня.
— Сегодня практически нет притока реставраторов: если раньше таких специалистов выпускалось несколько десятков, то сегодня диплом по реставрации защищают единицы, — утверждает реставратор высшей категории Татьяна КАМЕНЕВА, президент некоммерческого партнёрства «Союз реставрации». — В итоге пустота заполняется случайными людьми, для которых самое главное — получить заказ и выбить тендер.
Примеров варварской реставрации масса. И с ней очень трудно бороться: архитектурного надзора за ходом ремонтно-реставрационных работ сегодня нет как такового, нет и комиссии по аттестации реставраторов, да и со служителями церкви найти общий язык бывает не всегда легко.
— Но это общероссийские тенденции, — резюмировала Галина Маланичева. — А по сравнению с другими городами реставрационные работы в Великом Новгороде ведутся, можно сказать, на идеальном уровне.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА