Заседание прошло в формате «круглого стола» сразу после подписания на этой неделе Дмитрием Медведевым указа «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Кроме того, депутаты Государственной Думы Борис Грызлов, Павел Крашенинников, Олег Морозов и другие внесли на рассмотрение парламента законопроект об изменениях в Уголовном кодексе, дополнив статью «Реабилитация нацизма». Документ лаконичный, из двух абзацев, и потому приводим его дословно
«1. Искажение приговора Нюрнбергского Трибунала, либо приговоров национальных судов или трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского Трибунала, допущенное с целью полной или частичной реабилитации нацизма и нацистских преступников, либо объявление преступными действий стран — участниц антигитлеровской коалиции, а также одобрение, отрицание преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-
ностью на срок до трех лет».
В контексте всех этих событий и прошло заседание регионального государственно-патриотического клуба. Поле битвы — итоги второй мировой войны, что чрезвычайно актуально в преддверии 65-летнего юбилея Победы. Среди грязных мифов новейшего времени — поражение СССР в Великой Отечественной войне, оккупация Красной Армией Восточной Европы, голодомор на Украине, отчет и счет, предъявленный России парламентом и правительством Литвы за ущерб, нанесенный за годы советской власти.
Первоначально участники дискуссии сосредоточились на мерах наказания за «реабилитацию нацизма». Штраф в 300 тысяч рублей — это много или мало? Пошли реплики: «Это деньгами не измерить», «Надо установить и минимальный размер штрафа, скажем, в 30 тысяч рублей», «Штрафы заменить принудительными общественными работами», «На войне как на войне — сразу пресекать. Не штрафовать, а лишать свободы». «А если парень с нацистским значком или в майке с фашистской символикой идет по городу, как с ним быть?». Спорили, но без галдежа.
— Все эти суммы штрафов и сроки лишения свободы — это следствие. А надо смотреть в корень, чтобы видеть причины явления, — обратилась к коллегам директор МУ «Алые паруса» Галина ХАРИТОНОВА. — А причины того, что мы потеряли память и не постигаем историю, кроются в воспитании и образовании. Тут сплошные пробелы. Молодое поколение не знает смысл флага, гимна и герба России; не знает азов, а что ж тут говорить о Нюрнбергском процессе?! Словом, надо знать и понимать историю своего Отечества. А эти знания дают семья, учеба, жизнь.
В законе должна быть отражена идеология, пропагандистская и разъяснительная работа, то есть — четко выстроена информационная политика, считает исполнительный директор Фонда содействия некоммерческим проектам Нина КОСТЕНКО. Молодежь тоже не молчала: лишение свободы за распространение нацистской идеологии — не лучший способ наказания, ибо тюрьма калечит молодые судьбы, уж лучше обязательные общественные работы, да и штраф не помешает — таково суммарное мнение молодых участников дискуссии.
В итоге в Государственную Думу пойдут предложения новгородских патриотов. Главные из них: четко прописать трактовку понятия «Одобрение нацизма», установить минимальный размер штрафа, предусмотрев обязательные работы, увеличить сумму штрафа и срок лишения права занимать определенные должности…
Евгений МАЛЬКОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)