Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Святое древо

{mosimage}Новгородец Вадим ЗЕЛЕНОВ сделал домашний резной иконостас

Святыня занимает почетное место на стене в комнате дочери. И несмотря на то, что иконы пока не освящены, каждый раз накануне сессии отец просит у рукотворных святых за своё чадо. Дочка вроде бы и без того учится хорошо, но так всё же спокойнее, говорит Вадим.

Начало увлечению резьбой по дереву положила найденная около двадцати лет назад простая коряга. Правда, необычной формы.  Но  пластике природы Вадим в итоге предпочёл скульптурную резьбу, хотя эта работа требует объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций...
— Предварительно я не делаю никаких пластилиновых или гипсовых форм, — говорит мастер, — банально копирую силуэт святого в одной проекции через кальку и, собственно, приступаю к резьбе.
Про Зеленова можно  сказать: мастер — золотые руки. Специального художественного образования у него нет, всю жизнь  отработал на одном из заводов областного центра. Так что резьба по дереву — это хобби чистой воды. Рабочее место — кухонный стол с настольной лампой, несколько резцов разных размеров да нехитрый столярный инструмент — вот и всё.  Правда, без душевного спокойствия в этом деле не обойтись.
Несмотря на то, что резьбой по дереву Зеленов занимается непрофессионально, его работы отличаются высокой художественностью. Потому и местные арт-салоны согласны их продавать, правда, мастер пока никак не может на это решиться. Дело даже не в цене, которую предлагают предприниматели. Просто каждая работа — как часть души, сердца. А это продавать трудно. Хотя резные картины с изображением новгородских храмов, сделанные специально на продажу, давно уже готовы и ждут своих хозяев.
Но в последние лет двенадцать Вадиму было не до этого: его ум и свободное время занимал иконостас. Именно столько отняла эта работа. Изначально это были просто отдельные резные изображения святых и нескольких праздников. Мысль оформить иконы в единое целое пришла резчику чуть позже.
— Сакральный смысл дерева располагает к тому, чтобы резать из него именно культовые вещи. Поэтому у меня нет ни посуды, вырезанной из дерева, ни других декоративных вещей, — объясняет мастер.
Хотя  раньше русские мастера делали из дерева практически всё, необходимое для жизни: мебель, посуду, ювелирные украшения, игрушки. Но церковная резьба, иконы всегда стояли особняком. Сегодня же представление об иконе в первую очередь связано с живописью, о резной известно меньше.
Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Образцы византийской резьбы — иконы, кресты — хранятся сегодня в Эрмитаже.
Поначалу резная икона распространялась на Руси быстро. Этому способствовали малое количество русских иконописцев и обилие резьбового материала. Почитались именно вырезанные из дерева Божьи лики. Работа очень трудоёмкая, требующая максимальной сосредоточенности. Не зря  иконного резчика сравнивают с хирургом: одно неверное движение инструментом, и образ святого потерян окончательно.
— Лично я использую для резьбы в основном бук, грушу или яблоню, — говорит Вадим Зеленов. — Эта древесина очень хорошо держит мелкую пластику: не скалывается. Да и найти эти породы деревьев не так уж трудно: кто-то с дачи привезёт, зная, что я этим занимаюсь, а буковые доски и вовсе у меня уже лет двадцать хранятся. Когда-то из них были сделаны ящики для гвоздей. Так что мне этих запасов вполне хватает.
В ближайших планах мастера стоит опять-таки иконостас. Точнее — его доработка. Уж больно Вадиму хотелось собрать его побыстрее, где-то торопился, и, как следствие, некоторые изображения получились не очень проникновенными, да и не все образа, представленные в домашнем варианте, полностью соответствуют  правилам и канонам составления иконостаса.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)