Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Идеи уходят в другие регионы

{mosimage}Тема сотрудничества науки и производства уже не единожды обсуждалась новгородскими промышленниками и учеными. Однако дискуссии об участии инноваций в бизнесе и бизнеса в инновациях обычно заканчивались протоколами о намерениях «расширять, углублять и развивать». В этом году разговор перешел в конкретную плоскость.

В НовГУ им. Ярослава Мудрого прошла научно-практическая конференция «Наука — Производство», организованная комитетом образования, науки и молодежной политики Новгородской области при участии ассоциации товаропроизводителей «Новгород», Новгородского научно-координационного центра.
Главными препятствиями в совместной работе ученые и товаропроизводители считают отсутствие законодательства. На федеральном уровне закон о поддержке инноваций не принят, а на областном отменен в 2007 году по причине отсутствия федерального. Кроме того, мешают  старение кадров и отсутствие четкого понимания, какой инновационный продукт нужен на рынке.

Параллельные миры
По данным Союза промышленников и предпринимателей Новгородской области, с 2000 года количество инновационных предприятий снизилось с 28 до 22, на 28% упали объемы производства инновационной продукции в Новгородской области. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, сократилась с 1253 до 849 человек. А вот объемы финансирования, наоборот, увеличились в 5,6 раза.
В нынешней ситуации продолжать финансирование научных разработок смогут немногие. Впрочем, и в прошлые годы заказчиками новгородских инновационных предприятий выступали в основном не местные товаропроизводители. Как отметил Денис КОВАЛЕНКО, директор научно-исследовательского центра
НовГУ, в общем объеме договоров, выполненных центром в прошлом году, половина принадлежит иногородним заказчикам. «Жаль, что научный потенциал, который мог бы работать на местную экономику, уходит в другие регионы», — комментирует Денис Коваленко.
Неужели у новгородских товаропроизводителей нет потребности в инновационных идеях? Есть, но они не сформированы. В этом вопросе бизнес и наука живут пока в параллельных мирах. «Что вы можете нам предложить?» — спрашивают у ученых товаропроизводители. И слышат в ответ: «А что вам надо?».
Чтобы вопрос и ответ встретились, на интернет-портале администрации Новгородской области и официальном сайте НовГУ планируется размещать базы данных разработок научных организаций и потребностей предприятий в области инноваций. «Это позволит быстрее сформировать спрос, узнать о предложениях, а также наладить более тесное сотрудничество от машиностроения и пищевой промышленности до строительства, лесного и сельского хозяйства», — говорит исполнительный директор ассоциации товаропроизводителей «Новгород» Федор КУДРИН.


Студентов — берём!
Председатель ассоциации товаропроизводителей «Новгород», генеральный директор ОАО «Трансвит» Игорь СУСАНИН обозначил актуальные для бизнеса темы: управление, энергосбережение, электронные компоненты, программное обеспечение, над которыми могли бы  поработать в том числе и молодые ученые. «Сегодня на предприятиях области внедряется новое оборудование, осваиваются современные технологии. На этих базах было бы целесообразно совместно с НовГУ создать центры для создания инновационного продукта,  подготовки и переподготовки кадров», — уверен Игорь Сусанин.
Основа для взаимодействия уже заложена. В университете шестой год реализуется программа поддержки молодежной науки, успешно работает студенческое конструкторское бюро «Поиск», наладившее связи с новгородскими, московскими и питерскими предприятиями. В феврале нынешнего года ассоциация «Новгород», объединяющая более 160 предприятий области, заключила с НовГУ соглашение о сотрудничестве. Стороны взяли на себя обязательства по формированию необходимых условий для фундаментальных и прикладных научных исследований и реализации проектов инновационного профессионального образования.
Есть и первые примеры. В НИИ промышленного телевидения «Растр» создана совместная лаборатория, а на заводе «Квант» — открыты филиал кафедры технологии машиностроения и студенческое конструкторское бюро, которое станет отдельной экспериментальной  структурой предприятия.
Готовить молодежь к инновационной деятельности нужно еще со школы, считают ученые и производственники. «Выпускники школ слабо знают математику, физику, черчение, а ведь это — база для дальнейшего обучения в вузе. В результате около 50% студентов, поступающих на инженерные специальности, отсеиваются», — отмечает Владимир ТИМОФЕЕВ, директор политехнического института НовГУ.
Отыскать и воспитать молодые таланты могла бы утерянная в 90-е годы система кружков научно-технического творчества, о необходимости возродить которую тоже говорилось на конференции. Однако вопросы, кто будет нести детям знания и откуда взять на благую идею средства, остаются пока открытыми. Надеяться, что этим займутся инновационные предприятия, не приходится. Сегодня инновационному бизнесу самому нужна поддержка. Такой помощью могли бы стать налоговые льготы и субсидии. И именно тем предприятиям, чьи проекты и идеи действительно нужны и имеют коммерческие перспективы.

Ольга СЕМЁНОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)