Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Трудовая книжка жизни

Одни юбилеи в истории нашей страны громкие, другие — тихие, иные — вовсе позабытые. Таким вот забытым и незамеченным остался в этом году семидесятилетний юбилей единственному в России документу о трудовом стаже.
Самые первые трудовые книжки появились даже раньше — девяносто лет назад, но тогда их функция была несколько иной. На основании документа с парадоксальным названием «Трудовая книжка для нетрудящихся», действовавшего с октября 1918 года по июнь 1919 года, гражданам выдавались продовольственные карточки. Новый документ стал для большевиков оружием в борьбе с буржуазией. Обладатели трудовых книжек из «паразитических слоёв» — бывшие помещики, офицеры и прочие — по указанию местных советов за заветную карточку должны были убирать мусор, расчищать улицы от снега, заготавливать дрова: одним словом, выполнять различные общественные работы. При невыполнении трудовой повинности «нетрудящимся» грозили либо революционный трибунал, либо голодная смерть. Позже Всесоюзная центральная избирательная комиссия приняла решение выдавать трудовую книжку всякому, кто достиг 16 лет. Первая страница документа напоминала: «Нетрудящийся да не ест». В 1926 году для учёта советских служащих Совнарком ввёл «Трудовые списки», где фиксировались национальность, социальное положение, партийность и даже воинский учёт работников. И лишь в 1939 году на предприятиях по распоряжению Сталина были введены примерно такие же трудовые книжки, какие мы видим сегодня. Форму трудовой книжки Иосиф Виссарионович позаимствовал у Гитлера, создавшего её пятью годами раньше, но внёс существенное добавление — обязательно указывать в документе причину увольнения. Трудовые книжки получал всякий, проработавший на предприятии более пяти дней, даже сезонные и временные работники.
Главной задачей, возложенной советской властью на новый документ, было укрепление трудовой дисциплины, а также урегулирование пенсионных начислений, которые зависели и до сих пор зависят от стажа работы и его непрерывности.
С тех пор трудовая книжка претерпела три редакции. Книжки нового образца введены 1 января 2004 года. Формат уменьшился до размеров паспорта, количество страниц несколько увеличилось, цвет обложки вместо зелёного вновь стал серым, как и при первой редакции, а герб Советского Союза сменил герб Российской Федерации. На самих же бланках появились скрытые средства защиты от подделок. Трудовые книжки второй редакции, появившиеся в 1937 году, продолжают действовать.
...Всё больше появляется сухих записей на разлинованных страницах трудовой книжки, и так же постепенно, в унисон с ними, складывается судьба её обладателя. Очередная печать — перелом в жизни, новая отметка — виток судьбы. Попала мне в руки одна из первых трудовых книжек. Она была выдана как раз в день, когда ввели новые трудовые книжки в 1939 году — 15 января. Принадлежит некому Алексею Васильевичу Маркову 1888 года рождения. Рабочий с начальным образованием был принят на должность грузчика в боровичскую контору «Автогут Треста» в возрасте 50 лет. «Общий стаж работы по найму» до прихода в контору, как отмечает первая запись, — 3 года 6 месяцев. Скорее всего, до этого времени Алексей Васильевич работал неофициально и наверное, также рабочим. В октябре 39-го Марков стал бригадиром новгородского заготовительного пункта «Огнеупорлом», правда, вскоре уехал в Выборг. Там устроился в леспромхоз на сплавные работы. В марте 1941-го истёк срок трудового договора, и Алексей Васильевич вернулся в Боровичи. Опыт работы в Выборгском леспромхозе позволил ему устроиться старостой на склад Боровичской сплавной конторы. После нее Марков снова пошёл в грузчики. Линия трудовой жизни, читаемая по трудовой книжке, замкнулась в кольцо. Определенно, что-то случилось в судьбе Алексея Васильевича, его жизнь надломилась, пошла под откос. Грузчика Маркова пришлось уволить, причина — тюремное заключение. Долгим ли был срок? Справедливым ли наказание? Трудовая книжка этого не расскажет, как и того, что стало с Алексеем Васильевичем после отбывания срока. Последняя запись в трудовой не говорит, вышел ли он из тюрьмы или оттуда сразу попал на войну и погиб, защищая Родину
 
Наталья БУРЛАКОВА