Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Шар над городом

{mosimage}Новгородский монгольфьер готовится покорять высоты

Когда мы впервые увидели в небе над полем близ Великого Новгорода воздушный шар, то подумали, что это завозной аттракцион — питерская
или московская фирма приехала подзаработать денег. Как оказалось,
мы приятно ошиблись. У монгольфьера — новгородская прописка!

Полёты наяву
Нельзя сказать, что новгородцы в первый раз увидели воздушный шар на своей земле. Год от года эти добродушные гиганты появляются на различных торжественных мероприятиях в Великом Новгороде, но чтобы свой, новгородский... Такого в начавшемся веке не припомним.
Итак, давайте познакомимся. Первыми воздухоплавателями на воздушном шаре в XXI веке в Великом Новгороде стали братья Фёдоровы — Александр и Алексей. Отечественный аэростат стандартного, наиболее популярного размера с корзиной для трёх человек они приобрели в начале этого года, а в апреле стали совершать первые пробные запуски, один из которых и «засекли» журналисты областной газеты. Наш фотокорреспондент оказался среди первых пассажиров новгородского монгольфьера.

В тот выходной у популярной достопримечательности за городом по трассе на Москву, близ церкви Спаса-Преображения на Ковалеве, было довольно многолюдно. Приехали молодожёны, чтобы пройтись у одного из самых древних новгородских храмов, на дороге в ряд выстроились «шевроле» и «ниссаны», а в кустах у реки засели рыбаки… Ещё в небе стрекотали моторчики парапланов — всё как всегда. Удивил же нас, видавших виды новгородцев, только воздушный шар: огромный и величественный. Синее надутое полотнище с огромной надписью «Господин Великий Новгород» и стилизованными маковками куполов медленно покачивалось из стороны в сторону, привязанное к земле крепкими канатами. Газовые горелки, словно огнедышащие драконы, время от времени шумно изрыгали в чрево шара горячий воздух, а плетёная корзина сразу напоминала о приключениях из книжек Жюля Верна.
Как выяснилось, пока воздухоплаватели отпускают шар «погулять» лишь на небольшую высоту, метров 20—30, и он остаётся всё время привязанным к земле тремя страховочными фалами. Этой весной команда только ещё набирает опыт в управлении собственным аэростатом. Первые настоящие полёты, как ожидается, пройдут в мае — когда подсохнет земля и хоть немного прогреется вода в реках и озёрах. Для полётов нужен погожий и почти безветренный денёк. При скорости ветра в приземном слое более семи метров в секунду полёты начинать не рекомендуется. Что же касается полётов на высоте, то там ветер уже не играет такого большого значения — его ведь не чувствуется. Воздушный шар летит со скоростью ветра и поэтому в корзине не дует. Там тепло и комфортно, особенно в солнечную погоду.
Навыки к новгородским воздухоплавателям придут после многих и многих тренировок. Даже надуть шар — это непростая задача. В одиночку с ней не справиться, нужна команда минимум в пять человек. В неё братья
Фёдоровы подбирают друзей. Лишь опытные спортсмены могут похвастать, что подняли шар за восемь-десять минут. Обычно
команде воздухоплавателей требуется на это полчаса и более.
Ещё даже более важная задача — обеспечить мягкое приземление. Как поговаривают пилоты, взлетать и парить на воздушном шаре не страшно, а вот приземление чревато ушибами, ссадинами и прочими неприятностями. Горючее заканчивается, а на пути может встретиться и линия электропередач, и деревья, и водоёмы… Даже простая лавочка или пень на пути могут серьёзно испортить приятные впечатления от полёта.
К сожалению, воздухоплавание всегда было связано с определённым риском. Путь к главной мечте человека — научиться летать — прокладывался через жертвы. Вспомним образный и метафоричный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», который как раз и начинается с бесцельного и бессмысленного, на первый взгляд, полёта неизвестного воздухоплавателя XV века со смертельным исходом. Кинематографический миф, тем не менее, упорно получает исторические подкрепления. Так, историки в Рязани упорно твердят, что в Переславле-Рязанском, судя по летописям, в 1731 году народ грозился закопать живым в землю или сжечь подъячего Крякутного за его подъем на воздух с помощью воздушного шара, надутого «дымом поганым и вонючим» и взнесенного «нечистой силой выше березы». Французы естественным образом приписывают лавры первопроходцев себе: в Париже 21 ноября 1783 года люди впервые поднимались в высоту на воздушном шаре, сделанном братьями Монгольфье. Но с ними спорят испанцы, у которых есть факты и доводы в свою пользу.
Между тем принцип действия монгольфьера с веками не менялся: горячий воздух способен поднимать немалый груз. Три тысячи кубических метров воздуха, нагретых на несколько десятков градусов выше температуры окружающей среды, в состоянии поднять до 900 килограммов груза. Как правило, достаточно прогреть воздух внутри оболочки до температуры от 90 до 110о С, а зимой хватит и до 30—50о С, чтобы он стал несущей силой.


Летательный исход
И в наши дни, к сожалению, воздушные шары падают и разбиваются. Да, тепловой воздушный шар признаётся самым безопасным из всех летательных аппаратов. Он безопаснее дирижабля или шара, наполненного гелием, или, тем более, водородом. Он безопаснее и удобнее дельтаплана и параплана. Он падает не так быстро, как самолёт или вертолёт. Но всё же полёты на нём сопряжены с опасностями. В мае прошлого года два из четырёх пассажиров (супруги) погибли при падении в грозу воздушного шара близ Минска: при ударе о здание их выбросило из корзины, а их восьмилетняя дочь и инструктор после неудачного приземления были госпитализированы. Причиной аварии, как сообщают СМИ, была резкая смена погоды и взрыв баллонов с газом при ударе.
Однако журналисты — не из робкого десятка, а потому наш фотокорреспондент без страха и сомнения залез в корзину и пристегнулся к ней, крепко прижав к себе фотоаппаратуру, едва ему предложили прокатиться поближе к небу. Всё же для фотографа высший пилотаж — это верхняя точка съёмки.
Синий шар легко взмыл в воздух и оттуда объективу открылся непередаваемо захватывающий вид на новгородскую землю с её древними храмами, водными просторами и отдыхающими полями. Фотоаппарат щёлкал беспрестанно.
— Полёт прошёл нормально, — доложил наш фотокор после приземления. — Мне не первый раз доводится летать на воздушном шаре. Всякое бывало. Один раз при приземлении корзину так ударило о землю, что я перелетел через газовые горелки и оказался внутри наполненного горячим воздухом купола. Тем не менее о полётах не жалею.
Таким образом, если кто хоть раз летал на воздушном шаре, то такого человека уже не испугаешь — он захочет летать вновь и вновь. Главное, чтобы количество стремительных взлётов строго соответствовало мягким приземлениям. А значит, надо оттачивать безопасность.
— Конструкция теплового аэростата является наиболее надежной из воздушных судов, — подчёркивает старший из братьев Александр Фёдоров, в свободное от воздухоплавания время — генеральный директор фирмы, производящей активированный угль. — По инструкции в полёт с собой даже не предполагается брать парашют. Зачем? Воздушный шар — это и есть парашют. Он именно так и сработает, если газ закончится или произойдёт другая чрезвычайная ситуация. Главное для пассажиров — не выпасть из корзины, быть пристёгнутыми, соблюдать рекомендации инструктора.
— Материалы, из которых изготавливается оболочка аэростата, полиэстер или полиамид, чрезвычайно прочные и термостойкие, — добавляет младший Алексей Фёдоров, на земле — главный инженер научно-производственной фирмы. — Нижняя часть оболочки сшита из специального жаропрочного материала — номекса, способного выдерживать температуру до 1300о С. Ни корзина, ни шар не тонут в воде. Следовательно, важно выждать благоприятные погодные условия и выбрать ровную точку посадки, где приземляющихся к тому же должна встретить группа сопровождения — тогда всё пройдёт гладко.
У братьев Фёдоровых есть международное свидетельство пилотов на право проводить полёты, лётные книжки, страховка, индивидуальный номер летательного аппарата — всё, как у профессионалов. Подобные документы выдаются в департаменте воздушного транспорта Министерства транспорта РФ лишь после прохождения соответствующего курса обучения и необходимого количества полётных часов — не менее 40. Учились братья Фёдоровы в Москве, практиковались — в Великих Луках.


Ты помнишь, как всё начиналось?
Сегодня молодым людям и их жёнам уже трудно вспомнить, кому первому пришло в голову купить воздушный шар и кто первым высказал эту мысль. Скорее всего, идея витала в головах у всех, потому что каждому хотелось чего-то необычного. Каждодневные заботы и планы по приобретению жилья, машины, строительству дачи, пополнению семьи, развитию собственного бизнеса — это всё тривиально. А что-то такое придумать, что будет ярко, зримо, да к тому же на пользу себе и людям, всему городу — вот это достойная задача!
Фёдоровым вспоминались многочисленные поездки по памятным местам и древним городам, в том числе в Великие Луки. И не случайно: природа в этом уголке Псковской области как нельзя лучше подходит для проведения соревнований по воздухоплаванию. В округе мало лесов, но много полей и небольших озёр. С высоты такой ландшафт смотрится столь живописно, что даже жители прибалтийских стран, а также Швеции, Украины, Венгрии и далекой Южной Африки приезжают каждый год в начале июня в Великие Луки, чтобы полетать над старинным русским городом и над нашими природными красотами. Так в России постепенно расширяется география воздухоплавания.
В Великих Луках проходят не только показательные полёты и воздушная фиеста. Состязаться здесь на Кубок России — одно удовольствие! Организаторы всегда придумают задания соответственно погодным условиям — например, пролететь над заданной точкой на карте и сбросить маркер. Кто точнее, тот и выиграл. Высший пилотаж — сделав круг, вернуться в ту же точку, с которой стартовал. Такое возможно, если правильно использовать то явление, что на разных высотных уровнях бегут разные по направлениям потоки ветра. В захватывающих соревнованиях с непредсказуемым результатом порой принимают участие до сотни монгольфьеров. Фёдоровы, как и многие другие новгородцы, были на последних слётах туристами, болельщиками и пассажирами.
И вот однажды Александр Фёдоров, когда вновь стали вспоминать на кухне полёты над Великими Луками, сказал: «Пора уже и свой шарик надуть». Посмеялись, но не забыли об идее. Все поняли, о каком воздушном шаре идёт речь. Оказалось, в наши дни всё осуществимо. Не прошло и года, как 110 килограммов новенькой ткани, корзина примерно той же тяжести и четыре газовых баллона с горелками весом по 40 килограммов каждая были в  распоряжении братьев. И даже разрешение администрации Великого Новгорода — на право использовать новгородскую символику в качестве рисунка на оболочке шара.


Адреналин на алтын
Теперь у наших знакомых заботы другого уровня: как набраться опыта в полётах на собственном шаре, как вписаться в непростую программу Ганзейских дней и праздничных мероприятий к 1150-летию Великого Новгорода, как не пропустить соревнования в Великих Луках, где новый шар уже с нетерпением ждут. И главный вопрос: как бы найти спонсора, который бы не разглагольствовал, а просто помог материально.
К статусу домохозяйки и званию мамы в декретном отпуске Марина Фёдорова теперь шутливо добавляет — «по совместительству работаю специалистом по маркетингу в нашем совместном ООО». Частное предприятие создано для того, чтобы хоть как-то оправдать затраты на покупку и содержание теплового аэростата. Всё же монгольфьер — дорогое удовольствие. Газ пропан-бутан продают за рубли, а не за копейки.
— Новгородцы и жители области очень живо интересуются нашим проектом, — рассказывает Марина. — Вот недавно один товарищ приезжал из Валдая. Очень ему шар наш понравился, и он захотел нас пригласить на День города. А что — в Новгородской области в летнее время почти каждый выходной где-нибудь да праздник: то День города, то посёлка. Так пусть нас приглашают! Крупные предприятия празднуют юбилеи — и всегда хочется чего-нибудь нового, необычного. Мы можем и баннер повесить, и растяжку прикрепить. Воздушный шар — зрелищно, весело, незабываемо.
Летать на воздушном шаре Марина пока не решается, но она тоже полноправный член команды монгольфьера. И мы будем надеяться, что главные, самые успешные полёты у новгородских монгольфьеров ещё впереди.

Юрий КРАСАВИН
Владимир МАЛЫГИН (фото)