Четверг, 18 июля 2024

Редакция

«Ересино ни на что не поменяем», — заявляет крепкая крестьянская семья Евстифеевых из отдалённой кр

{mosimage}В двадцати километрах от автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, в живописном месте среди поистине сказочного царства лесов, раскинулась деревушка Ересино. Спроси знающих о ней жителей Великого Новгорода, Крестец и других близлежащих населенных пунктов, чем она примечательна, ответ последует почти один и тот же: «Да таких грибных мест, как в Ересине, нигде не сыскать!». Но не только грибами, которых в иные годы, как говорят любители тихой охоты, чуть ли не косой можно косить, да изобилием ягод славится эта деревня. В ней живут замечательные люди, прикипевшие к этой земле, к нелегкому крестьянскому труду. Среди них — семья ЕВСТИФЕЕВЫХ.
В город меня не заманишь
Василий Иванович, глава семейства, — человек рассудительный, со своей философией смотрит на жизнь:
— Я не помню, но соседи говорят, что мама брала меня на ферму, когда мне еще и трех лет не было, — потирая загорелое на весеннем солнце лицо, говорит Василий Иванович. — Она совхозных коров доит, а я — в кормушке лежу. Вырос, как видите. Бог силой и умом не обделил. Когда школу закончил, мне, не знаю почему,  деревенский мир показался узким, и я решил, что из городских много-этажек далеко и высоко видно — не из оконца же деревенской избы. Поэтому в город подался. Как я сейчас жалею, что меня никто тогда не надоумил, не отговорил от этого шага!
— Но ведь ходить по асфальту для части деревенской молодежи — заветная мечта.
— А вы бы посмотрели весной на бабулек, которые на лето приезжают в нашу деревню из Москвы да Питера! Какая у них ностальгия по малой родине, которую они оставили в молодости! Я без боли в сердце не могу смотреть, как они прикасаются, чуть ли не целуют, к каждой березке, к почерневшим бревнам домов, комнаты которых в пору их юности были наполнены детскими голосами.
Что вспоминает Василий Иванович через долгие десятилетия, идя по деревне, где родился? У каждого своя память о малой родине.
— Все твердят: «Родина, родина!». Для меня она, родина, вот за этими стогами с белыми шапками дотаивающего снега на макушках, разбросанными по лесным полянам. За своенравной рекой Холовой, над холодными водами которой свисают ольховые сережки. Здесь каждый кустик и тропинка дороги для меня, — признается Василий Иванович.

Кто же он — Василий Евстифеев?
Истинный крестьянин с золотыми руками, о которых обычно говорят: «Такие нигде не пропадут». Дом как срубит — вся округа собирается полюбоваться теремком: бревнышко к бревнышку подогнано, тютелька в тютельку — загляденье.
В технике силен, к тому же и изобретатель, местный кулибин. За неимением в хозяйстве трактора Василий Иванович, чтобы не скашивать травы вручную, взял и приспособил конную косилку к старенькому «газончику». Неплохо получается, но главное — работа быстро делается.
Еще он страстный любитель собирать грибы и ягоды, в этом ему нет равных в окрестных деревнях. В прошлом году одной клюквы Василий Евстифеев сдал более чем на 30 тысяч рублей.
— Честно скажу: я не понимаю тех людей, которые заявляют, что им на селе скучно, не к чему приложить руки, — немного рассерженным тоном заметил Василий Иванович. — У меня минуты нет свободной. Почту разношу по деревням, на расчистке канав от кустарника вдоль дорог работаю. К тому же за своим хозяйством присматривать надо. Когда тут до скуки?

Радость в детях
— Ни за что не угадаете мою мечту, — говорит Елена Михайловна, жена Василия Ивановича. — Вам она покажется странной, но я хочу, чтобы наше Ересино осталось на века. Чтобы наши дети пустили здесь глубоко свои корни. Смешно рассуждаю? Да?
Тут наш разговор прервал голос проснувшейся в соседней комнате двухлетней дочери Лидочки. «Мама, мама, а скоро няня придет?» — протирая заспанные глазки, прибежал ребенок и прислонился к матери. «Няней она называет свою старшую сестру Надю, она в школе учится, по времени с минуты на минуту должна появиться», — пояснила Елена Михайловна. И тут же добавила: «Они — не разлей вода, шагу не могут ступить друг без дружки. Хорошо, что «тарелку» установили, теперь по телевизору 46 каналов смотреть можно. Так их кашей не корми — дай мультики, сказки посмотреть на Детском канале».
Шестиклассница Надя не только за младшей сестрой присматривает, но по дому маме помогает. Помыть посуду, сделать уборку — это по ее части. Но это еще не все помощники Елены Михайловны. Сын Сергей, ученик девятого класса, — правая рука у матери. Ему не составляет труда русскую печку стопить, в чугунке щи из крошева сварить, корову доит, поросят кормит. А еще на попечении Сергея лошадь Майка. За ней он ухаживает, деревенским старушкам огороды пашет. Для междурядной обработки картофельных плантаций обзавелся сохой. Бабульки не нахвалятся — прекрасно получается. Самый старший сын в семье — семнадцатилетний Виктор. Весь в родителей пошел: работящий, старательный парень.
— Не поверите, но я хожу по земле счастливой! — призналась Елена Михайловна. — И боюсь, как бы кто не сглазил это мое счастье. Что еще нужно? Дети растут послушными, ни от кого плохого слова в их адрес мы не слышали. Муж — во всем помощник и опора. Разве этого женщине мало?
В том, что семья Евстифеевых такая дружная, работящая, в решающей степени сказался характер Елены Михайловны. «Это с виду она у нас кажется тихой и спокойной. Но если кто-то ее не послушает, сделает работу не так, как надо, или допустит какую-либо провинность — тогда держись, от мамы влетит, как говорится, по первое число. Она у нас строгая бывает, одновременно и очень добрая, как любая мать!» — констатировал Василий Иванович.
Елена Михайловна — энергичная женщина. Просто удивляешься, как ей все удается: такое хозяйство на своих плечах держать, детишек растить. Ко всему этому она и староста деревни.
— Вы думаете, что на это мало уходит времени? — спрашивает она. — Света в деревне нет — к кому обращаются? К старосте. Дорогу расчистить, проконтролировать, как ходит в деревню автолавка и что привозит — чья забота? Опять же старосты. А наступает пожароопасный период — так тут смотри в оба. Каждое подворье обходишь, инструктируешь под роспись. Так сразу и не перечислишь все, что приходится выполнять.

Ферма с перспективами
Елена Михайловна пригласила посмотреть хозяйство.
— Двор, что рядом с домом,  неказистый, самый обыкновенный, — как бы извиняясь, говорит она и показывает на своих любимцев. — Это Белечка. Ей чуть больше года. До чего ласковая! А она еще любит, чтобы ее погладили, кусочком хлеба угостили! Рядом еще одна телочка, Маечка. Коров из них будем растить. А дальше аппетитно поедает зеленоватое ароматное сенцо наша кормилица. Молока дает много, и оно очень жирное, вкусное. В печке в горшке пенка чуть ли не в палец толщиной. Рядом с коровушкой в загородках поросята и большая свинья.
Показывая это хозяйство, Елена Михайловна не без гордости заметила, что они решили нарастить численность живности на своем подворье. Хозяйка планирует держать свиноматку, чтобы было достаточное количество поросят для откорма, а то покупать маленьких хрюшек дорого. К корове рассчитывают прибавить в ближайшие годы еще двух кормилиц за счет выращивания имеющихся телочек.
— Но этими тремя коровами, если Бог даст, наше дойное стадо не ограничится, — говорит Елена Михайловна, когда мы зашли еще на один двор, недалеко от дома. — Муж этот двор в прошлом году построил. А как было? Дачники купили в деревне дом. Вернее — место им приглянулось, и решили старую постройку снести, а на ее месте новый дом поставить. Обратились к мужу, 15 тысяч рублей за это дали ему. А он вместо того, чтобы старый дом на дрова пустить, взял и этот скотный двор построил.
Заходим внутрь. «Батюшки мои, так это у вас целая ферма!» — не могу удержаться от восхищения. В загороженных клетках на сухой подстилке мирно лежали 23 телочки и бычки. И на наше появление они даже ухом не пошевелили.
— Мы их чуть больше месяца назад купили, растут не по дням, а по часам, — с восторгом говорит Елена Михайловна. — Планы? Бычков откармливать на мясо, из лучших телочек коров получить. Рассчитываем дойное стадо до шести-семи голов увеличить, а может, и больше. Работать у нас есть кому, есть и желание.
Тут в разговор включился Василий Иванович: «Вы думаете, меня одного притягивают родные места? Вот брат Елены Михайловны Гриша, наш сын Виктор подались было в город. Пожили они там немного, и назад — в деревню. С нами работают. Что вернулись — не жалеют. Вот коров побольше разведем, станем молоко перерабатывать, на рынке торговать. Есть здесь чем заняться, а желания работать не убавилось. Это ведь наша малая родина. Громкие слова? Но так мы думаем, живем этим».
Крестецкий район
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора