Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Есть такая партия!

{mosimage}Анатолий КАРПОВ о шахматах, о времени, о себе

В минувшие выходные в Великом Новгороде побывал Анатолий КАРПОВ — выдающийся шахматист, видный общественный деятель и вообще личность неординарная. Естественно, что в ходе визита Анатолий Евгеньевич встретился не только с шахматистами, но и для журналистов нашел время. В том числе побеседовал с корреспондентом «НВ»

— Ваши впечатления, Анатолий Евгеньевич, о земле новгородской.
— Прекрасный город, прекрасный край. Первый раз я был в Новгородской области в 1961 году на чемпионате России среди юношей. Мне тогда только-только исполнилось 10 лет. Я был самым юным участником и единственным второразрядником. Именно в Боровичах я показал хороший результат и получил первый разряд. Помню, долго находился в верхней части турнира, среди лидеров, но потом проиграл шахматисту из Краснодара и оказался в середине.
Условия тогда были спартанские. 66 человек играли в турнире, а жили мы в двух комнатах в школе-интернате. В 1965 году такие же соревнования проходили  во Владимире, и жили мы уже по двое в комнатах. Шахматы стремительно завоёвывали авторитет.
— Шахматы — это спорт, искусство комбинаторики или наука?
— В вопросе уже ответ кроется. В шахматах много чего скрыто, и потому игра так притягательна, но всё же их сегодня рассматривают больше как спорт.
— А когда они станут олимпийским видом спорта?
— Во времена московской Олимпиады, когда Международный олимпийский комитет возглавлял Хуан Антонио Самаранч, были хорошие шансы для шахмат войти в программу Олимпийских игр, потому что Самаранч хоть и играл не очень часто, но шахматы ценил. Но шанс упустили, и в ближайшее время шахматам вряд ли удастся стать олимпийским видом. Вообще сейчас возобладала тенденция к сокращению олимпийской программы.
Другой момент: может быть сделано дополнение к Олимпийским играм в виде интеллектуальной олимпиады. Федерация шахмат вошла в Ассоциацию интеллектуальных видов спорта — совместно с федерациями шашек, бриджа и го. Первые показательные выступления интеллектуалов уже прошли в Пекине после китайской Олимпиады.
— Как насчёт возобновления шахматного турнира в Великом Новгороде?
— Я с интересом следил за турнирами «Господин Великий Новгород». Жаль, что традиция проводить их прекратилась. Сейчас, надо отдать должное областному руководству: у Новгородской области есть серьёзная программа по развитию шахмат, согласно которой в регионе будут открыты 22 центра и клуба. Уже это говорит о многом. К тому же юбилейные мероприятия, намеченные к 1150-летию Великого Новгорода, могут привлечь внимание к шахматам. Шахматистам надо воспользоваться моментом. Прошедший в новгородской школе № 26 турнир, кстати, достаточно массовый: 100 человек собрать — это успех даже для Москвы, а для Новгорода тем более.
— Как вы расцениваете перспективы сетевых шахматных турниров по Интернету?
— Считаю, что шахматные соревнования должны проводиться в залах, с публикой, а не по Интернету. В сети ведь невозможно контролировать, чем пользуются игроки! Хотя Интернет в целом — замечательная возможность для популяризации данного вида спорта.
— А можно ли назвать компьютер непобедимым чемпионом мира по шахматам?
— Да, шахматные программы достигли высокого уровня, но меня удивляет отношение публики к этим поединкам и матчам. Считается, что компьютер победил человека. На самом деле условия были неравными — вот в чём дело. Я с самого начала обращал на это внимание. Компьютер напрямую работает с базой данных, а человеку это делать запрещено. Кстати, и чемпион мира Крамник говорит о том же. Когда он играл уже на иных условиях, результат был другим. Поначалу гроссмейстеры не придавали условиям игры столь много внимания, потому как программы были несовершенны, и всё равно можно было выиграть. Теперь надо выравнивать условия, чтобы матчи «компьютер — человек» стали вновь интересны.
— А кто, на ваш взгляд, сегодня сильнейший шахматист мира?
— Таковым признан индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд. Нельзя не согласиться с тем, что он на данный момент сильнейший. Абсолютный чемпион мира всё же.
— Расскажите о вашей литературной деятельности.
— Если шахматист не публикуется — это не шахматист. У меня вышло 70 книг, последняя — во Франции. К сожалению, не на русском языке, но такое часто случается. Так вот 66 книг — про шахматы, остальные были посвящены политике, бизнесу, экономике, психологии и другим темам. Много книг переводится на разные языки. Например, на китайский. В Китае сейчас вообще много читают, и эта страна, похоже, забрала себе лавры самой читающей.
— Расскажите о ваших увлечениях. Вы всё ещё собираете почтовые марки?
— Да, я вхожу в клуб самых известных филателистов мира. Такой был создан в Монако. В этой стране, кстати, лучший в мире Музей монет и марок, как и Музей старинных машин. Вообще у меня много направлений деятельности, попутных шахматам. Я был членом Общественной палаты России в первом её созыве, работал там по экологической безопасности и охране окружающей среды. Являюсь президентом Международной ассоциации фондов мира. Мы проводили программу помощи жертвам Чернобыля, ликвидировали последствия землетрясения в Армении… Спасательный отряд Фонда мира, так получилось, стал своего рода прологом МЧС. С 2007 года я — президент Российского экологического Фонда ТЕХЭКО.
— Ваш прогноз относительно развития кризиса, мировых валют, СНГ?
— Вот это спектр, однако! Кризис, на мой взгляд, ещё только развивается, и мы — его жертвы. Не затронуть Россию он не может, потому как объемы экспорта уменьшаются. Многие российские компании набрали кредитов на Западе. Их бы надо было остановить, но этого не сделали в своё время. Сейчас главная проблема — в медленном исполнении решений правительства. Немало принимается толковых решений по ключевым вопросам, но если они не выполняются оперативно, то просто устаревают. Сегодня два месяца — это непозволительно большой срок для выполнения решений. Если вертикаль не заработает, у нас нет шансов победить кризис.
Мировая валюта — не знаю какая — может быть введена. Ясно, что доллар будет цепляться за свои позиции. Замены ему пока нет.
В СНГ узловой момент — Украина. Этой стране нужна более взвешенная политика, более ответственные руководители. Вступление в НАТО для Украины — это путь в никуда, потому как экономика восточных областей ориентирована на российскую.
— Расскажите о «Дашкином камне». Что за странная карта Южного Урала и почему она привлекла ваше внимание?
— Тема интересная, потому и взялся за неё. Работу ведём несколько лет. Впервые научное исследование по данному вопросу вышло на страницы газет, в основном благодаря журналистам. Хотя… упоминание о «Дашкиных камнях» было ещё в 1897 году в газете «Уфимские ведомости». В наши дни темой занялся профессор Александр Чувыров. Сначала сам увлёкся, потом предложил создать комиссию, которую я и возглавил. Каменную плиту, изображение на которой очень походит на карту — совпадают очертания рек, рельеф местности, — вывезли из Башкирии в главное здание МГУ. Когда разместят в библиотеке, можно будет посмотреть всем.
Более пяти лет мы занимаемся этой загадкой. Главный вопрос — рукотворное ли это изображение. Действительно ли в эпоху динозавров кто-то мог создать карту или это просто похожесть.

Юрий КРАСАВИН
Владимир БОГДАНОВ (фото)