Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Прямая и явная угроза

{mosimage}Директор Антикризисного психологического центра Наталья АЛЕЙНИКОВА предупреждает мужчин об особой опасности

— За последние два месяца побит рекорд по суицидным обращениям  мужчин, — говорит Наталья Петровна. — Пока, слава Богу, перезванивают. И обычных обращений от представителей сильного пола стало заметно больше. Причем обращаются мужчины, как правило, сильные, думающие, серьезные — руководители, семейные лидеры, люди с высокой социальной нагрузкой.

Дело в том, что женщина, родившая ребенка, может чувствовать себя состоявшейся в жизни. А мужчине, чтобы состояться социально, нужно получить статус, то место в жизни, которое будет давать возможность гордиться собой, чувствовать себя уверенно. Кризис по этому самому социальному статусу бьет нещадно.
Эмоционально женщины более открыты, они «выговаривают» свои проблемы. Мужчины, как правило, держат в себе свои эмоции. И нередко ищут утешение в спиртных напитках.
— То есть можно ждать всплеска алкоголизма, наркомании?
— Трудно предполагать, трудно давать оценки. Все очень индивидуально. Многое зависит от модели поведения в семье, в которой человек вырос в его референтной группе. Если был подобный пример решения проблемы перед глазами — тогда не исключено. Однако все понимают, что это путь в никуда.
— Тем не менее многие мужчины, видя, как увольняют их коллег, задумываются: а вдруг я следующий? На что содержать семью? В итоге человек постоянно находится в состоянии стресса, тут и до срыва недалеко. Что делать?
— Ходите пешком, займитесь спортом — выводите стресс на физический уровень. Сразу проснется желание жить, появится энергия. Жизнь ставит перед нами разные задачи. И к этому можно по-разному относиться. Конечно, можно сказать, что задача — абсурдная, поэтому и решать ее не буду. Только при этом многие не понимают, что или ты делаешь свою жизнь, или жизнь делает тебя. Чтобы не зацикливаться на своих стрессах, надо оглянуться вокруг и попытаться помочь тем, кому сейчас хуже — помочь словом или делом. Надо помнить, что все когда-то заканчивается, и в сложные времена не надо отсиживаться и обливаться слезами, а стоит действовать. Тем более в нашей российской действительности всегда были какие-то сложности. Русский человек терпелив и достаточно мудр, чтобы адекватно оценить ситуацию.
— То есть опыт предыдущего кризиса 1998 года должен помочь в преодолении нынешнего?
— Конечно. 1998 год был хорошей встряской. Люди в дефолт теряли работу, начинали все заново, рисковали, пробовали себя в каких-то новых формах деятельности, и ведь у многих получалось не только остаться на плаву, но и найти себя. Любая ситуация имеет две стороны. Когда, что называется, прижимает к стенке и рассчитывать стоит только на себя, человек активизируется, раскрывает свой потенциал. Так что в кризисных периодах есть не только минусы, но и плюсы. Многие семьи сплачиваются. Именно в семье, в своих родных и близких надо искать поддержку и стимул.
— Вы говорите — искать поддержку в семье. Но ведь у многих и в семье проблем немало…
— Да, это так. Мы пытаемся сотрудничать с ЗАГСом, туда сейчас просто сыплются заявления о разводах. Надо менять отношение к семье. Семья — это проект на всю жизнь. При создании любого бизнес-проекта продумывается все до мелочей, проводится огромная работа по подготовке. А как жить в семье — «знают» все. Но есть и положительная тенденция: если раньше обращались только для решения конкретной проблемы, то сейчас пытаются разобраться в ее причинах. Семья — базовая ценность, она вытаскивает из любых кризисов. Держитесь друг за друга.
— Есть ли какие-нибудь признаки, по которым можно определить, нужно ли обратиться за помощью к психологу?
— У нас считается нормальным позвонить другу в два часа ночи и сказать: «Знаешь, мне так плохо», — приехать к нему домой и рыдать в жилетку. К специалисту же надо обращаться, если чувствуете, что проблема назрела, но к близким с ней не пойдешь. А также если есть необходимость выговориться незаинтересованному профессионально подготовленному человеку, который не просто выслушает, но и поможет проанализировать и решить, как поступить в сложившейся ситуации.

Елена ВОЛОЖАНИНА
Фото из архива «НВ»