Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Вперёд в прошлое

{mosimage}Вчера в областном центре прошла церемония награждения победителей и призёров Всероссийской олимпиады по истории.

 Одним из главных итогов олимпиады, согласно оригинальному резюме заместителя председателя жюри олимпиады, автора одного из лучших учебников по истории России Сергея КОЗЛЕНКО, явилось сохранение тенденции превращения состязания из чисто романтического в прагматически-романтическое.

— В первой всероссийской олимпиаде в 2000 году участвовали настоящие фанаты этой науки, — сказал арбитр. — Они были романтиками, бескорыстно любили предмет. В период становления всероссийской олимпиады её участники не имели бонусов в виде президентских премий и поступления в вузы без экзаменов, а у победителей, когда они получали простую грамоту, дрожали от волнения руки.
В рядах нынешних участников олимпиады, по словам Козленко, так называемых «ботаников» меньше, однако это совсем не значит, что поклонники истории участвуют в олимпиаде «по расчёту». К подготовке они подходят с прагматизмом. В частности, в некоторых регионах появились специальные центры работы с одарённой молодёжью, сформировались свои школы подготовки к олимпиаде. Школьники понимают, что без хороших тренеров им не обойтись. С другой стороны, подчёркивает Сергей Козленко, чтобы добиться успеха на всероссийском уровне, нужно не просто много, а очень много читать. Значит, необходимо годами держать себя в тонусе — на это способны только те, кто искренне увлечён историей.
Мы не преминули спросить у заместителя председателя жюри, как Великий Новгород, в котором идёт масштабная подготовка к празднованию его 1150-летия, может укрепить романтический дух олимпиады?
— Романтическую привязанность к истории помогает усилить сам древний город, кремль, многочисленные храмы, которые ребята увидят своими глазами, — считает Сергей Козленко. — Они уже видели Святую Софию, и для них это был праздник.
Изменилось, конечно, не только отношение к олимпиаде, но и отношение к истории. На начало этого десятилетия пришёлся период критики прошлого. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что для подготовки сочинений-эссе, необходимых для участия в заключительном туре состязания, выбирали неоднозначные темы: гражданская война, коллективизация.
— Но маятник цивилизации качнулся, и ребята стали другими, — говорит Сергей Козленко. — Это объясняется ещё и тем, что поколение школьников, которые участвуют в новгородской олимпиаде по истории, не застало советскую эпоху, когда в учебниках были ответы на все вопросы, и в то же время не застало период управления страной Борисом Ельциным, когда ответов не было вообще, когда Власов стал героем, а настоящие кумиры подвергались насмешкам. Современные школьники все чаще поднимают темы Великой Отечественной войны, патриотического воспитания. Они говорят о России как о великой стране.
P.S. Имена победителей и призеров жюри объявило, когда номер был подписан в печать.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)