Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Позвала меня тихая родина

{mosimage}В парфинской деревне семья Стозуб нашла своё счастье и благополучие

Пожалуй, ни об одном другом районе области сейчас не говорят столь много, как о Парфинском: бездействующий фанерный комбинат, больше тысячи безработных. Что делать? Куда податься? С этих вопросов начинается и заканчивается день у многих парфинцев. Власти всех уровней стараются помочь людям, оказавшимся в водовороте мирового финансового кризиса. Нам же хочется рассказать о семье СТОЗУБ, живущей на хуторе за Парфином, которая в этих непростых условиях доказывает, что истинный крестьянин не только себя, но и других прокормит. И не только прокормит.

«Фанерку» сменил на двор
 — Константин Стозуб, старший сын Татьяны Ивановны и Николая Васильевича, несмотря на свои 22 года, в рассуждениях и делах больше похож на человека, пожившего на свете не один десяток лет, всего насмотревшегося и ничему не удивляющегося.
— Когда остановился фанерный комбинат, конечно, грустно и печально стало на душе, — говорит Константин. — У меня там была любимая работа, я управлял погрузчиком. Неплохо зарабатывал, в месяц и 25 тысяч рублей выходило. И на тебе! Честно скажу, жалко до глубины души. Однако, не подумайте, что хвастаюсь, я не растерялся. Голова на плечах, руки есть, работы не боюсь — чего теряться? А тут наше райпо предложило взять телят выращивать. Подумал-подумал: а почему бы нет?
Константин с гордостью показывает девять месячных бычков, которых не так давно по договору ему на двор поставило райпо. «Приезжайте ко мне через восемь месяцев, когда наступит время их сдачи. Уверяю вас, что вы их не узнаете! Как их откормить — знаю», — говорит Константин.
Постановка животных на этот двор оказалась значимым событием по двум причинам. Во-первых, Константин первым в районе не только из числа безработных, но и всех жителей взялся за выращивание скота по договору с райпо. Во-вторых, эти бычки — первые поселенцы нового двора, который Константин с помощью родни построил, находясь на «вольных хлебах», за три недели. Помещение не абы какое, а хоромы для молодняка: 8,5 метра в длину и 6 метров в ширину. Проведено электричество, есть водопровод, установлены кормушки. Кроме райповских бычков, в нем Константин собирается откармливать еще пять телят, которых со дня на день купит на свои деньги.
— Вы не подумайте, что я такой наивный и так запросто, сломя голову, побежал за этими бычками, — заметил Константин. — У меня сосчитано и прикинуто: сколько я потрачу на сухое молоко для выпойки животным, на комбикорма и на все остальное, что потребуется покупать, какие получу среднесуточные привесы. По моим подсчетам, я должен заработать на этом не менее 160 тысяч рублей. Разумеется, если все пойдет нормально, на что, естественно, рассчитываю.
Откуда такие расчет и прозорливость? Оказывается, тут нет ничего особенного. Константин еще в прошлом году, когда «фанерка» работала и он исправно получал свои кровно заработанные большие, по парфинским меркам, деньги, откармливал семь телят. Утром, прежде чем мчаться на комбинат, рабочий становился скотоводом — выгонял животных на загороженное пастбище, а в обед, когда приятели обедали, отдыхали в тенечке, Константин несся домой, чтобы напоить и подкормить телят. И после работы он не прохлаждался: за живностью нужно было смотреть, сено косить… Да разве в хозяйстве на деревне нечем заняться? Одного сена Константин с родителями и младшим братом заготовил больше 50 тонн. Это при том, что многое на покосе приходится выполнять вручную.
— Не поверите, но мне приходилось спать по шесть часов, — признался Константин. — Уставал? Еще как! С ног валился. Но без хвастовства скажу: время не потеряно зря. Я себе машину купил — не у многих в Парфине такие есть. Трактор, правда, старенький, приобрел, навесное оборудование к нему, прицеп. И самое главное: дом в два этажа успел построить недалеко от родительского гнездышка. Рядом гараж возвел. Осталось внутри дома все отделать, мебель купить, да вот этот мировой кризис, будь он не ладен, выбил меня из колеи.
— Глядя на ваш оптимизм и задор, не скажешь, что вы отчаиваетесь?
— А вы хотите, чтобы я ахал и охал, жаловался, как мне тяжело? Не скрою, нелегко, но мне за эти годы, что живу, ничего так просто не доставалось. Вы думаете, я случайно взялся откармливать телят? Нет. Если получится, как прикинул, то на будущий год двор расширю, поголовье, может, в два-три раза увеличу. Найму нескольких рабочих, благо людей, слоняющихся без дела, в округе много. Есть задумка и выращиванием овощей заняться — ходовой товар. Мечтаю магазин свой открыть. Планов громадье, мы же молодые, торопимся жить!
Откуда же все-таки такой рассудительный и предприимчивый характер у Константина? Конечно, родительские гены. Плюс, думается, помогают три года учебы в кооперативном техникуме.

Ни минуты покоя
Хутор, где сейчас живет семья Стозуб, наверное, так и зарастал бы бурьяном, не появись они здесь. Из деревни, что в километре от него, в свое время пятнадцатилетней девочкой Татьяна подалась в поисках счастья в Эстонию. Там получила специальность, вышла замуж.
— Не стану кривить душой — мы там жили хорошо, — говорит Татьяна Ивановна. — Все было, но не поверите: меня с годами все больше и больше тянуло сюда. В этой деревне сестра живет и мать. Когда в Эстонии нам стало невмоготу, мы перебрались сюда. И ничуть об этом не жалеем. Своими руками, как говорится, по кирпичику на пустом месте дом построили, хозяйством обзавелись.
Дом и впрямь шикарный: пять комнат, гостиная, кухня, паровое отопление. Впечатляет и подсобное хозяйство: семь коров, восемь нетелей, семь телят, лошадь и другая живность. Но, оказывается, семье мало такого количества скота, на содержание которого, между прочим, уходит все время. Здесь еще и овощеводством основательно занимаются.
— У нас так уже заведено, что мы все время в работе, минуты не можем просидеть сложа руки, — призналась Татьяна Ивановна, хозяйка усадьбы. — Хозяйство нас кормит и одевает.
Татьяна Ивановна не только коров доит и за домом присматривает, но и в деревенском магазине работает. А какой она овощевод! Такого во всем районе не сыщешь. Не только молоко, творог, сметана и сливки, которые поставляют в бюджетные организации Парфина, приносят хороший доход семье Стозуб. Они на самом простом, обычном, на что другие не обращают внимания, научились делать деньги.
— Первые огурцы мы уже приноровились получать в конце мая, когда еще некоторые огородники только их сажают, — призналась Татьяна Ивановна. — А еще раньше начинаем реализовывать зеленый лук и другую зелень. Продаем рассаду различных сортов капусты. В июне торгуем на рынке свежей столовой свеклой. Потом подходят ранняя капуста, картошка. И знаете — продукция расходится.
Но не только это является подспорьем в семейном бюджете. Множество цветов, которые радуют глаз с ранней весны до глубокой осени, тоже приносят Стозубам прибыль. Татьяна Ивановна по заявкам выращивает рассаду циннии, бархатцев и других однолетников для озеленения клумб и территорий возле почти половины учреждений в Парфине.
— Мы привыкли к такому тяжелому ритму жизни, — говорит Татьяна Ивановна, — сообща, а мы только так работаем, трудности преодолимы. У меня прекрасный муж, во всем мне помощник, и детьми не нарадуюсь. Константин совсем стал самостоятельным, хотя еще молоденький. Средний, Андрей, тоже во всем нам помощник. Профессиональное училище с отличием закончил. Армию как надо отслужил, с благодарностями вернулся, теперь в Парфине работает и дом недалеко от нас строит. Самому младшему, Артему, восемь лет, но он, глядя на старших братьев, тоже стремится по дому нам помогать.
— Вы рады, что живете на земле предков? О чем мечтаете, если не секрет?
— Не принимайте за пафос, но я счастлива беспредельно. А почему бы и нет? У нас прекрасные сыновья. Мечтаем, чтобы они построились и обзавелись своими гнездышками рядом с нами, и мы с мужем смогли бы радоваться им самим, их женам и детям. Нереально, скажете? Но ведь когда я уезжала из этих мест, то думала, что счастье где-то там... А оно оказалось на моей малой родине. Так пусть они не колесят землю, а сразу прочно и навсегда пускают корни на этом хуторе. Пусть он наполняется детским смехом и хорошими хозяевами.
Парфинский район
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора