Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Что наша жизнь? Игра!

Да, все мы — участники спектакля под названием «Жизнь».
Одни, ощущающие себя в полной зависимости от могущественного режиссера, проживают «навязанную», порой ненавистную роль. Другим удается самостоятельно выбрать для себя желанный образ и наслаждаться игрой. Третьи претендуют на роль режиссера, так или иначе манипулируя окружающими… Взрослые, играя, не всегда осознают это, нередко пытаются скрыть свою игру, а дети играют открыто и искренне. Можно утверждать, что учить ребенка игре — значит учить его жизни.
Вы спросили, Ирина, что лучше — играть с ребенком или приучать его играть самостоятельно? Ответ содержится в вопросе, нужно только «или» заменить на «и», — ребенку необходимо и то и другое. Отношение родителей к детским играм (как и ко всему другому) зависит от цели. А цели бывают разные.
• Поиграть с ребенком, чтобы отвлечься от своих проблем, расслабиться (нередко родители неосознанно покупают игрушки именно для этого: мама выбирает ту куклу, которая нравится не дочери, а ей, а потом наказывает девочку за то, что та «испортила кукле прическу»; папа покупает железную дорогу, о которой сам мечтал в детстве, и сыну дозволяется трогать ее только тогда, когда у папы есть для  этого время и желание).
• Занять ребенка игрой, чтобы он не мешал смотреть телевизор, готовить, говорить по телефону, читать и т.п. (для этого лучше всего подойдут мультики, компьютерные игры; только следует помнить, что такое занятие может привести ребенка к зависимости и другим осложнениям).
• Лучше понять своего ребенка, наблюдая за ним в процессе игры: какие игры и игрушки он предпочитает, любит ли он играть в одиночестве или со сверстниками, со старшими, с младшими детьми или только с вами? Почему? Может, он любит командовать и поэтому выбирает тех, кого легче подчинить? А может, предпочитает быть самым младшим, чтобы ему всегда уступали? Может, ему не хватает вашего внимания или общения со сверстниками и поэтому он настаивает на вашем постоянном участии в играх? Предложите ребенку поиграть в детский сад, поручите ему роль воспитательницы, и вы узнаете, как она называет детей, какими словами ругает, как наказывает, как чувствует себя ребенок в детском саду…
• Помочь ребенку, чему-то научить его проще и эффективнее всего удается в процессе игры. С помощью кукол, плюшевых мишек, волков, зайцев вы можете разыгрывать с малышом сценки, которые помогут  ему преодолеть робость, застенчивость; без нотаций и одергиваний научат его тому, чему вы хотите и можете его научить. Ваше поведение во время игры поможет ребенку усвоить правила взаимоотношений и уважать их.
Приучая ребенка к самостоятельным занятиям, нужно подойти разумно к их выбору. В одиночку невозможно организовать автогонки, неинтересно играть «в больницу» или «в дочки-матери». Но зато можно построить замок, нарисовать картинку, что-то слепить, склеить, вырезать… Сначала целесообразно заняться чем-то вместе, предоставив малышу самому довести начатое до конца. Впоследствии нужно будет только подсказать ему, чем заняться; позднее он сможет сам выбрать себе занятие. Конечно, вам придется позаботиться о том, чтобы у малыша было все необходимое для таких игр.
Уважаемые родители, руководите играми своих детей, направляйте их, играйте  с ними: это интересно и полезно не только для них, но и для вас. Поверьте, вы многое по-новому увидите, многое для себя откроете и поймете.