Четверг, 18 июля 2024

Редакция

А надо ль раны бередить?

Отставные военные обеспокоены: у них отбирают не просто госпиталь, а право на лечение
Для начала — немного статистики. В настоящее время у Министерства обороны РФ на балансе числится около полусотни старых военных поликлиник и госпиталей. По одним данным, которые давно уже обсуждаются в различных СМИ, 22 из них подлежат закрытию, по другим — перепрофилированию. В число секвестируемых попадает военный госпиталь в Великом Новгороде, что находится на набережной реки Гзень.

Фигура умолчания
— К нам каждый день поступают звонки от ветеранов Вооружённых Сил с просьбой отстоять госпиталь, — рассказал корреспонденту «НВ» первый заместитель председателя областной организации ветеранов Юрий ЛАБУТИН. — Многие из них расценивают планы министерства как ущемление своих прав. Уже направлены письма члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаилу Сорокину, губернатору Новгородской области
Сергею Митину.
Как известно, вопрос о госпитале, о чем мы уже сообщали нашим читателям, даже выносился на заседание областной Думы. Депутаты выступили за то, чтобы сохранить госпиталь.
Тем временем официальная информация от военного ведомства поступает очень скупо. Чтобы внести ясность в этот злободневный вопрос, мы позвонили в военный госпиталь, но временно исполняющий обязанности начальника медучреждения Евгений Щапов отказался отвечать на вопросы журналиста без санкции пресс-службы Ленинградского военного округа. Там в свою очередь не желают вступать в диалог с прессой, пока не получат официального запроса, что, дескать, интерес у журналиста общественный, а не праздный. В областной организации ветеранов, кстати, также жалуются: «Никто из военного госпиталя не пришёл на собрание ветеранов, чтобы ответить на наши вопросы».
Но есть ли что скрывать? Даже невооружённым взглядом видно, что госпиталь на Гзени — это группа старых, давно не ремонтированных зданий. Лечившиеся там ветераны рассказывают, что ничего особенного из оборудования в госпитале нет. Медперсонал обычный, но, по их мнению, более добрый и внимательный, чем в обычных больницах и поликлиниках. Палат на 2—3 койки немного, в основном приходится лежать по 5—6 человек в не самых просторных помещениях.
Почему же так встревожились ветераны? Ведь в Новгородской области немало гражданских медицинских учреждений, где принимают всех, главное, чтоб был оформлен полис медицинского страхования. И в комитете по охране здоровья населения области уверенно заявляют, что гражданские больницы и поликлиники смогут обслужить те 10 тысяч новгородских ветеранов и членов их семей, которые имеют право на обслуживание в военном госпитале.
А кроме того, военный госпиталь на Гзени — не единственное специализированное медицинское учреждение для людей старшего поколения. В Колмове действует больница для ветеранов.

По закону положено
Права ветеранов Вооружённых Сил на получение медицинской помощи прописаны в Федеральном законе № 76 «О статусе военнослужащих». Здесь как раз и сказано, что они имеют такие же права на медицинское обслуживание, как и военнослужащие. Основное — это бесплатная медицинская помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских учреждениях системы Минобороны.
Таким образом, если вникнуть в проблему по существу, ветеранов больше беспокоит, видимо, не столько судьба госпиталя, сколько соблюдение их прав на медицинское обслуживание по названному закону. И вот пример.
— Где-то три года назад в госпитале решили сократить ставку стоматолога, но мы подняли шум и отстояли врача. Ставку восстановили, — рассказывает председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы Анатолий ЧЕРЕЗОВ.
Помощь по лечению и восстановлению зубов прописана в законе — это раз. В гражданских клиниках вылечить зубы бесплатно практически невозможно — это два. От того  и возмущаются ветераны, что боятся: как только не станет военного госпиталя, а для пациентов он закроется уже к концу лета, им труднее будет получить бесплатные лекарства, путёвки в санатории Министерства обороны, направления на лечение в солидный военный госпиталь в Санкт-Петербурге.
Военные пенсионеры, члены семей военнослужащих, гражданский персонал армии и ветераны боевых действий как были, так и останутся на медицинском обеспечении Вооруженных Сил. Эту важную для огромного количества россиян новость обнародовал через «Российскую газету» начальник главного военно-медицинского управления Минобороны Владимир Шаппо.

Здесь и сейчас
Для участников войн и вооруженных конфликтов, оказывается, хотят построить новые реабилитационные центры и более 30 гостиничных комплексов на базе армейских санаториев и курортов. В ближайшие годы сотни миллионов рублей пойдут на приобретение современного диагностического и лечебного оборудования. В местах компактной дислокации войск построят новые лечебно-диагностические центры с большим набором высокотехнологичного медицинского оборудования. «Но 22 госпиталя придется расформировать, а девять — переоборудовать под поликлиники», — резюмирует медик в погонах.
Как видим, планы у министерства обширные. Однако непосредственно в Новгородской области реабилитационные центры строить не собираются, а санаториев военных у нас отродясь не бывало. Получится, что ближайшим пунктом реализации гарантированных законом прав для военных ветеранов станет госпиталь № 442 Ленинградского военного округа в Санкт-Петербурге. Уже сегодня чиновники оборонного ведомства успокаивают ветеранов: «Проезд оплатим». Но ведь и доехать в северную столицу пожилому человеку, да ещё с болезнями, непросто. А как узнать, когда принимает нужный доктор, как сдавать анализы?
Это мы всё о пациентах нашего госпиталя говорим. Но после его закрытия встанет и другая проблема: местным органам власти придётся трудоустраивать около сотни человек из числа санитарок, медсестёр, врачей, вахтёров, работников кухни, которые ранее имели работу при крепком финансировании из федерального центра. Вопросов накапливается немало. Ответов на них пока нет.
Ясно одно — ветеранам нужна помощь здесь и сейчас: у кого-то сердце пошаливает, кого-то зубная боль мучает… Вот почему общественность просит оставить военное медучреждение на Гзени.
 
Юрий КРАСАВИН