Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Храм у городка Демона

{mosimage}Сегодня, как и много веков назад, небольшая демянская деревушка живёт под защитой Ильи Пророка


Когда едешь из поселка Демянск на восток, то тут и там встречаются на пути сопки, пригорки, горы и горушки, что отражается и в названии населенных пунктов, появившихся здесь тысячу лет назад: Гора Ореховна, Шульгина Гора, Филиппова Гора, Княжна Гора. Наш маршрут лежал в Ильину Гору, известную старинной деревянной церковью Ильи Пророка, построенной в 1691 году без единого гвоздя, при помощи лишь одних топоров.

Наш Илья Пророк
...Как только наша «Волга» свернула с трассы «Россия» на дорогу, ведущую к Демянску, мы попали в настоящую зиму! Блестели от наледи ветки деревьев и кустарников, подступающие к дороге леса были полны снега. И чем ближе мы подъезжали к деревне Ильина Гора — конечной цели нашего путешествия, — тем выше становились сугробы и все чаще попадались навстречу местные жители, обутые в валенки.
Посреди этой белизны как-то внезапно открылась взору голубая церквушка, стоящая на холме. Та самая, о которой здесь из поколения в поколение передают предания и легенды. О том, как Илья Пророк ослепил полчища татаро-монголов, заставив их повернуть назад; о том, как русский святой остановил войска литовцев, заставив их головы отворачиваться от церковных куполов; или о том, как в последнюю войну, Великую Отечественную, даже фашисты, разрушившие все вокруг, боялись тронуть это чудо русского зодчества. Что тут быль, что небыль — одному Богу известно, да только и впрямь: старинная церковь не только пережила бомбежки, но и в советские времена была единственным в округе действующим храмом, куда тайком от партийного ока привозили крестить детей и внуков.
Сегодня церковная староста Серафима Хрусталева открывает церковь для прихожан по выходным, а по большим праздникам приезжает для службы батюшка из Демянска. Впрочем, ильиногорцы уверены: если надо попросить Илью Пророка о помощи, достаточно просто постоять у стен церкви и помолиться — обязательно поможет. А тех, кто против Бога идет, — непременно накажет.
Самой старой жительнице деревни, Анне Даниловне Гузыниной, — 96 лет. Но, к сожалению, поговорить с ней не удалось — приболела. А вот ее дочь Мария Павловна с двоюродной сестрой Марией Александровной, сами уже разменявшие седьмой десяток, от беседы не отказались. В то, что Илья за всеми смотрит строго, обе женщины уверены на все сто:
— У нас даже самые старые бабушки во всей округе до последнего дня жизни в здравом уме и на ногах! Никто никогда не лежит долго и не болеет! Да и мы сами разве вернулись бы на родину с заработков, когда нас 13-летними в няньки в Питер отправили, если бы не наш Илья Пророк?! А вот те, кто в советские времена храм на кирпичи разбирал, давно наказаны. Да и школа, которую из этих кирпичей построили, постоянно горела, а сейчас и вовсе закрыта. Церковь же наша стоит.

Всем миром
И не только стоит — совсем недавно ее капитально отремонтировали как внутри, так и снаружи. Мастера переложили печи, покрасили бежевой краской стены и золотистой — потолок, подновили иконостас. Снаружи же церковь сияет небесно-голубой краской, на фоне которой блестит отремонтированный при помощи альпинистов купол. И все это, как рассказала староста церкви, — на деньги прихожан и паломников:
— Кто краской, кто древесиной помогал, а демянский житель Николай Иванов отремонтировал водосточные трубы, второй вход, построил сарай и колоколенку. Своих звонарей нет, но на ней теперь каждое лето питерская паломница звонит. А с помощью еще одной нашей прихожанки, уроженки деревни Щеглово, мы смогли отреставрировать семь икон и приобрести еще десять вместо украденных ранее. Надо сказать, что и сам Илья Пророк во время ремонта помог: на три дня непрерывные дожди остановил в то время, когда заказанные из Великого Новгорода альпинисты на куполе работали! Теперь мечтаем, чтобы у нас в деревне свой батюшка был — с семьей-то мы не потянем содержать, больно приход бедный, так может Бог одинокого пошлет. Тем более что домик для него есть.
По воскресеньям прихожан становится больше — сюда регулярно приезжают из Демянска отдыхающие в санатории. Летом же население деревни заметно подрастет за счет дачников, облюбовавших здешние места.

Искра надежды
Впервые «деревня Ильино у городка Демона» упоминается в Деревенской пятине в 1495 году. Известно, что в начале ХХ века здесь была большая волость из 38 деревень с более чем семью тысячами жителей, четырьмя школами и 14 церквями и часовнями. Сегодня в Ильиногорском поселении 18 деревень, в которых живут 336 человек, 175 из них — в Ильиной Горе. Есть в центре поселения магазин, ФАП, почта и Дом культуры. А вот школьников теперь возят в Вотолинскую, а то и вовсе в Демянскую школу. После того как школу закрыли, на деревенских улицах стало непривычно тихо без детских голосов.
Единственное место, где не прекращает теплиться жизнь, — это бывший колхоз-миллионер, а ныне СПК «Искра». Более того: это одно из немногих демянских хозяйств, которое остается, что называется, на плаву и регулярно пополняет районный бюджет. В 2008 году «Искра», где самое большое поголовье скота в районе — 528 голов, сумела реализовать продукции на 14 миллионов рублей, произведя более 66 тонн молока и 14 тонн мяса. Для Демянска — показатели немалые. Большинство ильиногорцев такую непотопляемость хозяйства связывают с его руководителем — Петром Федоровичем МАКСИМОВЫМ, который занимает этот пост с 1992 года. Сегодня ему 75-й год, но уходить на пенсию не спешит. Как сам признался, боится, что после его ухода все то, что он смог сберечь, канет в Лету, как случилось со всеми окрестными колхозами.
— Нет сил смотреть, как зарастают поля и растаскивается техника, — говорит Петр Федорович. — Одна надежда на нового главу района и на губернатора, который не только побывал в нашем хозяйстве, но и дал искру надежды всему нашему коллективу. Сергей Митин вместе с директором демянского маслозавода высказали идею о создании на нашей земле крупного животноводческого комплекса на 600—700 голов скота. Так как молокозавод намерен наращивать свои мощности и перерабатывать несравнимо больший объем продукции, чем сегодня, — было бы молоко. А у нас есть все условия для строительства такого комплекса: мастерские, кузница, современная техника, сушильное хозяйство, комбайны, позволяющие убирать до 600 гектаров зерновых, и много незапущенной земли, которой мы не даем зарастать даже там, где развалились хозяйства. И если восстановить коровники в Ульянове и достроить в Хозюпине, то высказанная идея вполне реальна. Осуществить бы ее года за два — это был бы успех! Да, на земле работать надо — не спорю, но и без помощи руководства не обойтись.
А на прощание Петр Федорович признался, что и он волей-неволей поверил в помощь Ильи Пророка:
— Я уже потом понял, что не случайно попал сюда. Когда мне в свое время на выбор несколько хозяйств предлагали, матушка моя верующая именно в Ильину Гору ехать уговорила — мол, земли тут хорошие, лучше нет в округе. Я уже потом понял, что дело-то было вовсе не в землях, а в церкви. А теперь и не жалею, что согласился. Даже когда приказы получал церковь закрыть — не послушался, и сейчас помогаю чем могу. Вот, видимо, теперь Илья Пророк и нас поддерживает, помогая оставаться на плаву даже в такие тяжелые времена. Уверен, что во все, что ты делаешь, надо верить. Тогда непременно все и получится
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)