— Президент страны говорил в основном о поддержке студентов, — поделился впечатлениями Виктор Вебер. — В частности, речь шла о том, чтобы с учетом сложной экономической ситуации стабилизировать плату за
обучение. И сегодня уже более чем в 300 вузах страны, в том числе и в нашем университете, стабилизировали стоимость платного обучения на ближайшие годы.
— Что значит стабилизировали, Виктор Робертович?
— Сейчас студент НовГУ платит 25 тысяч рублей в год. Естественно, что каждый год мы индексировали этот тариф с учетом инфляции, роста зарплаты и так далее. А вот сейчас заморозили, хотя подготовка бюджетного студента стоит в год 66 тысяч рублей. Так что стабилизация цены для нас не выгодна, ведь финансирование университета идет не в полном объеме. Коммуналка, связь, транспорт и научные командировки оплачиваются не из бюджетных денег. Мы несем ощутимые потери, однако понимаем социальную значимость такого решения.
Второй момент — перевод студентов с платной формы обучения на бесплатную, то есть на освобождающиеся бюджетные места. Проверки показали, что многие вузы не занимаются этим, и понятно почему: им это не выгодно. Но наш университет уже давно практикует систему перевода, и для нас здесь никакой новации. Если, скажем, МГУ условием перевода студента ставит его отличную учебу на протяжении нескольких лет, то у нас иные требования: учеба без троек два последних семестра, и чтобы обязательно была хотя бы одна пятерка. Второе условие — наличие освободившегося бюджетного места. И третье — плохое материальное положение в семье. Вот показатели, по которым идет отбор студентов для перевода.
— А какое у вас соотношение количества платных и бюджетных мест?
— Смотря где. В медицинском институте, например, один к одному. А в целом по университету на платной основе обучаются примерно 25% студентов.
— Но вас в принципе никто не ограничивает в изменении этих параметров?
— Раньше был порог — 30% максимум. Но сейчас уже не будет каких-либо ограничений в количестве платных студентов. Много лет идет разговор об образовательном кредите. Студент выбирает платную форму обучения, берет кредит, проплачивает учебу, а уже будучи специалистом, работая, возвращает деньги. Во всем мире это практикуется, но в России как-то не прижилось, и виной тому банки. Новгородский филиал Россельхозбанка готов кредитовать обучение студентов, но только тех, кто будет поступать на сельскохозяйственные специальности из районов. И это уже большой плюс. Еще одна важная тема — возможность создания вузами своих малых предприятий, на которых будут работать сотрудники и студенты.
— Это чисто коммерческие предприятия или научно-производственные?
— И те и другие. Съезд поддержал это предложение. Соответствующий пакет документов уже находится в Госдуме на рассмотрении в первом чтении. Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил на съезде, что еще в 1992 году, когда не было запретительных документов, они создали 45 малых предприятий, которые сейчас зарабатывают 4,5 миллиарда рублей в год.
— Виктор Робертович, а не было ли на съезде разговора о набившем оскомину едином государственном экзамене? Вы лично как к нему относитесь?
— У меня неоднозначное отношение к ЕГЭ, как, впрочем, и у всех ректоров. Вышел закон, который мог породить в обществе социальное напряжение. В законе оговаривалось, что ЕГЭ должны сдавать все, даже те, кто поступает на заочную форму обучения, давно закончившие школу. Ну что они вспомнят из химии, математики, физики в том объеме, что требует единый государственный экзамен? Это нереально. Страна потеряла бы огромное количество тех, кто хотел бы получить высшее образование без отрыва от производства. Это первый большой минус. Есть и второй. Сдавать ЕГЭ должны и те, кто заканчивает колледжи. Но там учатся совсем по другим программам, и чтобы им поступить в вуз, надо готовиться минимум год-два. Далее, хочешь получить второе высшее образование — сдавай ЕГЭ, хотя раньше достаточно было собеседования. И еще один огромный минус — через ЕГЭ должны были проходить иностранные абитуриенты. Власти спохватились и срочно внесли поправки в закон, которыми сняты все четыре момента, которые я вам перечислил. ЕГЭ сейчас сдают юноши и девушки, которые в этом году заканчивают школу. А те, кто оканчивал школу в прошлом году или же пять, десять лет назад, сдают на тех условиях, что формирует вуз по системе приемных экзаменов прошлых лет.
— Ходят слухи о грядущем переустройстве НовГУ, ужимании его до рамок одного института и даже о закрытии. Вы это подтверждаете?
— Да ничего подобного! Университет остается в своем нынешнем статусе. И более того — расширяется. Мы открыли два новых института — политехнический и последипломного дополнительного образования. От Рос-
образования получили добро на присоединение к нам Новгородского строительного и Боровичского автомобильно-дорожного колледжей. В этом году мы начнем подготовку по новым для нас специальностям. Например, по линии среднего профессионального образования — правоохранительная деятельность, реклама, гостиничный комплекс, парикмахерское искусство, сервис на транспорте и другие. Высшее профессиональное образование пополнится подготовкой бакалавров по мехатронике и робототехнике, технологии лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств. Так что слухи о сокращении сотрудников или закрытии университета не соответствуют действительности
Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)