Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Держать марку

{mosimage}Единственный фарфоровый завод, сохранившийся на территории Новгородской области, планирует обернуть кризис, охвативший отрасль,
себе на пользу.

Остался только один
В начале прошлого века наша область могла похвастать наличием трех предприятий, которые выпускали знаменитый кузнецовский фарфор, традиционно отличающийся высоким качеством, национальной самобытностью рисунка и яркостью красок. Расцвет отрасли наступил в советские годы, но затем, с началом перестройки, она постепенно пришла в упадок. В этом году одно из двух последних фарфоровых производств — ООО «Пролетарский фарфор» — было признано банкротом.

Единственным предприятием, стремящимся сохранить марку новгородского фарфора, остался завод в Чудове. За последние несколько лет он три раза менял хозяев, а с начала 2008 года находится под управлением московской компании и носит официальное название ООО «Русский фарфор».
Ситуация, сложившаяся в Новгородской области, достаточно типична для страны. Из 27 российских заводов, специализирующихся на выпуске фарфоровой посуды, сейчас в России осталось только пять, включая чудовский.
— Мне самому сложно понять, почему отрасль по производству фарфора пришла в такой упадок, — говорит директор ООО «Русский фарфор» Виктор БУРАКОВ. — По-видимому, частично это произошло из-за того, что в советское время очень много нашей продукции уходило на предприятия общепита и в армию. Сейчас государство не заинтересовано в развитии отрасли. Тем не менее спрос на фарфоровую посуду есть, и мы не намерены упускать свой шанс.
По мнению руководства предприятия, именно сейчас, когда закрылись многие крупные фарфоровые заводы, у новгородского производства есть шанс заявить о своих возможностях и обернуть отсутствие конкуренции себе на пользу.


Шанс есть
Положение дел в фарфоровой отрасли в целом выглядит не слишком успешным. На грани банкротства оказалось даже такое крупное предприятие, как Дулевский завод, работавший на протяжении почти 200 лет. Сегодня оно не справляется с постоянно растущими ценами на энергоносители. Да и сбывать посуду становится все труднее: отечественные производители вынуждены конкурировать с товаром из Германии, Чехии и Китая. С другой стороны, по оценкам экспертов, наш коллекционный фарфор пользуется спросом за рубежом. Россия экспортирует его более чем в 20 стран мира.
Фарфоровое производство имеет шанс выжить, так считают в администрации Чудовского района.
— Мы сами побывали на заводе, чтобы оценить ситуацию, — говорит начальник отдела экономики комитета экономики и финансов администрации Чудовского муниципального района Ирина КРУГЛОВА. — Сейчас предприятие работает без простоев и сокращений. Спрос на продукцию есть, и мы надеемся, что те проблемы, которые периодически возникают, например, сложности с поставкой сырья, не помешают заводу наращивать объемы производства.


Стратегия и тактика
Если в советское время на предприятии трудились более 1000 работников, то теперь их осталось всего 160. В пять раз сократились объемы выпускаемого товара. На данный момент завод реализует порядка 150 тысяч единиц продукции в месяц. Прибыль от продажи составляет около трех млн. рублей, однако экономический кризис привел к тому, что некоторые оптовые поставщики, с которыми сотрудничает завод, стали задерживать платежи по счетам. Это отразилось и на выдаче заработной платы работникам. Правда, задержки составляют не больше недели.
Даже в таких непростых условиях завод рассчитывает исключительно на собственные силы. Сейчас «Русский фарфор» существует только за счет прибыли с продаж. Новые хозяева вложили средства лишь в замену оборудования. К тому времени как завод в последний раз сменил владельца, все станки были изношены. С прошлого года началась их замена, которая обходится в десятки миллионов рублей. Уже установлены современные печи для обжига. В ближайших планах — приобретение еще одной печи, а также машин для глазирования и литья. Поскольку после краха фарфоровой отрасли у нас в стране подобное оборудование не выпускается, его приходится закупать за рубежом. Тем не менее руководство завода намерено сохранить самобытность своего промысла.
— Наша основная задача — поднять престиж русского фарфора вообще и новгородского в частности, — говорит Виктор Бураков. — Мы стараемся поддерживать качество изделий на должном уровне.
Конечно, нынешние фарфоровые тарелки по качеству отличаются от тех, что делали сто лет назад. Все дело в технологии изготовления. Раньше все изделия получали методом ручной формовки, а теперь для этого используется специальный автомат. Он позволяет увеличить производительность труда, но за счет более сильного сжатия материала, чем при ручной обработке, готовые чашки и блюдца получаются тяжелее. Чтобы избавиться от этого, можно сделать фарфор более тонким, но тогда увеличится и его хрупкость.
В ближайших планах завода — стабилизировать работу предприятия и довести выпуск продукции до 200 тысяч единиц в месяц. Завод активно ищет оптовых покупателей по всей России, принимает участие в различных выставках, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов. Пока основная часть фарфора делается по заказу: именно такая стратегия обеспечивает уверенность в том, что товар будет реализован, а рабочие получат зарплату. Однако Виктор Бураков не намерен ограничиваться выпуском массовой продукции.
— Мы планируем выпускать не только стандартные изделия, но и сувениры, и высокохудожественную продукцию, — поясняет он. — Именно такая стратегия позволит поддержать марку качества новгородского фарфора. В будущем продажи сувенирной продукции должны составить 30% от всего объема.
Связь времён
Сейчас на заводе ведется разработка новых образцов, выпуск которых будет приурочен к юбилею Великого Новгорода. Среди них — фигурки былинных героев, сервизы с особым праздничным оформлением и новгородской символикой. Специалистов гипсолитейного цеха мы застали в процессе создания модели, по которой в дальнейшем будут делаться статуэтки Садко. Подобная продукция рассчитана, скорее, на настоящих ценителей и коллекционеров фарфора. А среди туристов, желающих приобрести на память о городе что-то не слишком дорогое, пользуются спросом магниты на холодильник, к которым крепятся небольшие фарфоровые тарелочки с росписью.
— На разработку сложного образца фигурки уходит примерно месяц, так как для каждой ее детали нужна отдельная форма, — рассказывает художница Римма ХУСАИНОВА. — До сих пор новгородскому фарфору не хватало самобытности, но сейчас мы начинаем активно использовать образы Древней Руси, сюжеты былин и мифов. Главная задача при разработке новых образцов — сделать так, чтобы они, во-первых, были красивыми и несли в себе некую культурную характеристику, а во-вторых, пользовались спросом у покупателей.
Знание традиций новгородской земли — это та основа, на которой художница строит свою деятельность. Ей помогает вторая профессия: Римма также возглавляет художественную галерею города Чудово. Завод специально пригласил ее на работу, так как найти высококвалифицированных специалистов, умеющих работать с фарфором, очень сложно, а Римма в прошлом уже освоила это кропотливое дело.
Проблема нехватки кадров является для предприятия одной из самых актуальных. Вопреки экономическому кризису завод не только не планирует сокращение рабочих мест, но и принимает на работу новых сотрудников. К сожалению, в стране существует только один колледж, где готовят модельщиков и живописцев, поэтому чудовскому предприятию приходится обучать молодые кадры самостоятельно, уже на производстве.
В цехах завода не слишком многолюдно, но те работники, которые находятся у машин, сосредоточенно занимаются своим делом. Шумит станок, предназначенный для формирования изделий из фарфоровой массы. Готовые тарелки, кружки и чайники отправляются на обжиг, затем на глазурование и после снова на обжиг. Заключительный этап — декорирование. Несколько мастериц, сидящих за конвейером, ловко приклеивают на посуду деколь — особые переводные рисунки, разрабатываемые по заказу предприятия в Туле, Коломне и Санкт-Петербурге.
Есть и другой вариант работы, при котором изделия формуются и расписываются вручную. Тут уже вступают в дело специалисты из живописного цеха, использующие пестрые подглазурные краски и жидкие препараты золота, которые позволяют сделать обычную чашку или блюдце настоящим произведением искусства. На белоснежный фарфор с помощью тонкой кисточки аккуратно наносится слой краски. Такая работа требует предельной аккуратности и сосредоточенности: за смену художницы успевают расписать, к примеру, не больше пятнадцати небольших статуэток. В случае с чашками, на которые необходимо наносить более сложный и причудливый узор, работа идет еще медленнее.
— Посуда и статуэтки, изготовленные вручную, стоят дороже, однако именно на их примере можно понять, что такое элитный фарфор, — говорит начальник живописного цеха Наталья ФЕДОРОВА.
Коллекционная продукция — удовольствие не из дешевых. За роскошный кузнецовский сервиз придется выложить порядка 150 тысяч рублей. Однако и сейчас находятся люди, готовые платить подобные суммы за обладание изысканными чашками и блюдцами, словно несущими на себе отпечаток былых времен.

Ольга ЛИХАНОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)