Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Игра по правилам и без

Нужно ли неформальному музыканту музыкальное образование?
Музыка способствует развитию в человеке не только навыков игры на каком-либо инструменте и умению отличать одну ноту от другой, но и самоорганизации и терпения. Имели бы мы такое богатое музыкальное наследие в виде произведений Моцарта, Баха, Рахманинова, Чайковского, если бы в свое время учителя не потратили на них многочисленные часы «вдалбливания» нотной грамоты? Сейчас же очень часто можно встретить музыкантов-самоучек, которые не знают, что такое бемоль и диез, но, тем не менее, пишут музыку и песни.
Особенно явно эта тенденция видна у появляющихся в огромных количествах, в том числе и в Великом Новгороде, рок-групп и панк-коллективов. Насколько же музыкальное образование влияет на творчество, корреспондент «НВ» решила узнать у профессионалов и музыкантов без образования.
По мнению некоторых новгородских музыкантов, занимающихся творчеством несколько лет в уже сложившемся коллективе, наличие образования в какой-то мере дает возможность сосредоточиться на поиске идей, а не на поиске средств.
— Хотя, конечно, искать новые средства исполнительства всегда имеет смысл. Без музыкального образования сочинительство будет носить исключительно характер подражания, а скорее всего, и копирования, — говорит профессиональный музыкант ВЛАДИМИР. — Другой вопрос, о каком именно музыкальном образовании идет речь. Не обязательно заканчивать академии музыки, чтобы хорошо писать. Но обязательно нужно учиться, то есть учить себя. Ведь академическое образование не даст знаний в области электронной музыки, например.
Музыкальное образование повышает качество аранжировок и исполнения композиций. С этим утверждением согласна преподаватель по классу фортепиано детской школы имени Аренского в Великом Новгороде Марина САМБУРОВА:
— Даже о таком процессе в музыке, как импровизация, можно говорить только тогда, когда у человека есть какой-то образовательный фундамент. У меня два сына играют в новгородской группе «Авгур». У обоих музыкальное образование. В их коллективе есть и непрофессиональные музыканты, но, безусловно, образование позволяет моим сыновьям быть творческими лидерами.
По словам Марины Евгеньевны, людям с природным слухом (так называемым «слухачам») все равно, какое название у той или иной ноты. Но:
— Коснись дело записи или аранжировки, без знаний теории не обойтись. Музыкальное образование объективно позволяет меньше времени тратить на тот же процесс сочинения.
Своеобразным защитным аргументом самоучек является то, что образование может наложить на музыканта некоторую стереотипность мышления. По их мнению, музыкальное образование — не панацея и не секрет успешного сочинительства, всё зависит от человека и его таланта. Ведь, как известно, творческие люди превыше всего ценят индивидуальность.
— У меня, увы, нет музыкального образования. Я самостоятельно осваивал нотную грамоту и, пожалуй, не особо успешно, — посетовал музыкант ВАЛЕНТИН. — В любом случае музыкальная теория будет нелишней, тем более при работе в творческом коллективе, а особенно в оркестре.
В современной музыке с ее стилевым разнообразием многое построено на правилах и канонах и одновременно на поиске чего-то нового, что в свою очередь создает новые рамки, новые каноны. И совершенно очевидно, что создать музыку невозможно, опираясь только на одну интуицию или на одни правила. Музыка — это чувства, а ноты — это «математика». И благодаря этой «математике» человек может выразить свои чувства.
 
Полина ЖУРАВЛЁВА