{mosimage}Российский рынок сувенирно-рекламной продукции оценивается в 300 млн. долларов. Ориентированный на туриста сувенирный рынок Великого Новгорода, принявшего в прошлом году 170 тыс. российских и зарубежных гостей, в нем — маленькая капля. По оценкам специалистов Российского союза туриндустрии, приезжающий в Великий Новгород среднестатистический турист тратит на подарки 100 — 2 000 рублей и выше. Но в большинстве случаев деньги остаются при хозяине: потратить их много и с удовольствием не на что. Сувениры в Великом Новгороде не отличаются разнообразием и уж тем более не позиционируют наш город как Родину России.
На новгородском сувенирном рынке господствует азиатская продукция, около 70% продаваемых изделий сделано в Китае. Продавцы привозят их из Москвы, где закупают оптом. Так что сувениры, что у нас, что в других городах, получаются на одно лицо. Древний русский город это, конечно, не красит, но предложений со стороны местных товаропроизводителей почти нет.
Изготовлением колоритных новгородских подарков занимаются в основном индивидуальные предприниматели-ремесленники. А вот предприятий, выпускающих сувенирку в промышленных масштабах, почти не осталось: новгородский завод металлоизделий «Олевс», ОАО «Крестецкая строчка» да обанкротившийся «Пролетарский фарфор». Есть еще рекламно-производственные компании «Плюмар» и «Лоцман», однако в основе их сувениров — все тот же Китай, украшенный новгородской символикой.
— В Новгородской области очень мало предприятий, ориентированных на производство аутентичной сувенирной продукции. А те, что есть, не готовы выпускать сувениры малыми партиями, им нужны большие объемы. Специализирующиеся на выпуске дорогого эксклюзива ремесленники не могут удовлетворить рыночный спрос. В результате продавцы работают с импортом, а турист инвестирует не в местную экономику, — комментирует Ольга КАРПОВА, декан Московской высшей школы социальных и экономических наук. Именно ее пригласили в качестве эксперта на проект «Традиционные промыслы и сувенирная индустрия Новгородской области», который разработал областной комитет культуры, туризма и архивного дела.
Под эгидой этого проекта в Великом Новгороде прошел семинар по разработке новых идей для балансирующей между промышленностью и ремеслами новгородской сувенирки.
Изготовлением колоритных новгородских подарков занимаются в основном индивидуальные предприниматели-ремесленники. А вот предприятий, выпускающих сувенирку в промышленных масштабах, почти не осталось: новгородский завод металлоизделий «Олевс», ОАО «Крестецкая строчка» да обанкротившийся «Пролетарский фарфор». Есть еще рекламно-производственные компании «Плюмар» и «Лоцман», однако в основе их сувениров — все тот же Китай, украшенный новгородской символикой.
— В Новгородской области очень мало предприятий, ориентированных на производство аутентичной сувенирной продукции. А те, что есть, не готовы выпускать сувениры малыми партиями, им нужны большие объемы. Специализирующиеся на выпуске дорогого эксклюзива ремесленники не могут удовлетворить рыночный спрос. В результате продавцы работают с импортом, а турист инвестирует не в местную экономику, — комментирует Ольга КАРПОВА, декан Московской высшей школы социальных и экономических наук. Именно ее пригласили в качестве эксперта на проект «Традиционные промыслы и сувенирная индустрия Новгородской области», который разработал областной комитет культуры, туризма и архивного дела.
Под эгидой этого проекта в Великом Новгороде прошел семинар по разработке новых идей для балансирующей между промышленностью и ремеслами новгородской сувенирки.
Что? Кому? Зачем? Почем?
Биться над идеей идеального новгородского сувенира, не зная аудитории и ее запросов, все равно что собираться в Великий Новгород, а билет купить в Нижний. Многие, кстати, так и делают: в головах не увлекающихся историей путешественников это одно и то же место.
Отстроиться от конкурента помог бы в том числе и запоминающийся сувенир, визуально передающий образ древнего города. Найти этот образ довольно сложно: каждый турист воспринимает Великий Новгород по-своему: для детей — это город-сказка, для подростков — город-легенда, для взрослых — город-музей и город-история. Свои представления о Великом Новгороде у иностранцев и у приезжающих в город по делам бизнесменов и VIP-персон.
— Как нет среднестатистического туриста, так не должно быть и среднестатистического подарка. Каждой из целевых групп необходимо предложить свой сувенир из Великого Новгорода, отражающий его дух, историю и уникальность. Это должен быть подарок-брэнд, подарок — реклама города, — уверен Дмитрий ЗИЛЬПЕРТ, креативный директор агентства «Артоника» (Москва).
Исследования рынка сувенирной продукции демонстрируют несостоятельность предложения почти по всем перечисленным целевым группам. На сувенирном рынке есть все, и нет ничего: продавец не ориентируется на запросы конкретного покупателя. Потому так безлики и так малофункциональны продаваемые на нем подарки. Что хотел бы увезти турист из Великого Новгорода? «Да все что угодно, главное, чтобы это было самобытно, интересно и качественно», — считает Оксана ЧЕРНЕГА, исполнительный директор НП «Офис Туризма Великого Новгорода «Красная изба».
Для женщин — ювелирные украшения, стилизованная под народный костюм модная одежда, трикотаж, платки и палантины, вещи для интерьера, книги с традиционными новгородскими кулинарными рецептами. Мужчинам — галстуки, запонки, кружки, футболки, шахматы в виде фигур древнерусских воинов, копии древностей — музейные реплики, обложки для документов, свитера с традиционными орнаментами. Детям — познавательные и развивающие конструкторы и пазлы, компьютерные игры-стрелялки на исторические темы, игрушки-приколы. Огромные возможности у мультипликации, где персонажи — герои новгородских сказаний и былин.
— В России пока мало тематических туров для молодежи и семейных групп, привязанных к определенному событию или легенде. Соответственно, мало и событийных сувениров. Великий Новгород мог бы стать пилотным в этом отношении. Семья с детьми или молодая пара, путешествующая на автомобиле, — самый быстрорастущий сегодня сегмент российского туристического рынка и самый большой средний чек. Нижний уровень покупки — 500 рублей на человека. Огромные возможности для экономического роста территории и прекрасный канал для ее продвижения на туристическом рынке, — считает исполнительный директор Северо-Западного отдела Российского союза туриндустрии Юлия РЫБАКОВА.
И я там был...
Главный смысл сувенира — пробуждать воспоминания и побуждать повторить путешествие. Побывал турист в Великом Новгороде, купил сувенир и, демонстрируя его, с гордостью говорит: «И я там был!». Или обратный пример: через интернет-магазин купил работы новгородских художников и решил, что надо бы с ними вживую пообщаться. Вот и еще один турист — добро пожаловать!
Сейчас новгородские мастера вынуждены сами заниматься сбытом продукции, организуя продажи своих работ через арт-салоны и галереи. Елена ЖИРОВА, директор галереи «На торгу», говорит, что искусство местных художников, ремесленников особенно востребовано иностранцами и жителями мегаполисов.
— Матрешками, хохломой, гжелью, популярными 7—10 лет назад, эти покупатели уже наелись. Для них лучший новгородский сувенир — самобытное изделие ручной работы, картины, керамика, береста, батик, текстиль, вышивка, ювелирные изделия, — говорит галеристка.
Он же памятник!
В салонах и галереях соотношение дешевого сувенирного ширпотреба и более дорогих изделий местного производства оценивается приблизительно 50 на 50. Несмотря на тягу туриста к эксклюзиву самыми популярными новгородскими сувенирами по-прежнему остаются копии памятника «Тысячелетие России». Большие, маленькие, гипсовые, металлические, фарфоровые, бронзовые, по цене от 100 до 40 тысяч рублей за штуку, одинаково хорошо продаются и в салонах, и в торговых рядах. Огромным спросом пользуются изображения Софийского собора, Кремля. Где делают эти чисто новгородские сувениры? Как правило, все в том же Китае.
Как вернуть сувенирку в Отечество? Эксперты советуют обратиться к опыту Норвегии, Финляндии, Эстонии, где производство своего сувенира стало частью культурной и экономической политики. Занимается им поддерживаемый государством малый бизнес, обеспечивая дополнительную занятость населения и принося доходы в местные бюджеты.
Новгородские предприниматели к этому сегменту рынка пока только присматриваются, отдавая его на откуп иностранному товаропроизводителю
Ольга СЕМЁНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)