Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Тест на гостеприимство

{mosimage}В Великом Новгороде всё подчинено подготовке к предстоящим юбилейным торжествам

Первыми в программе стоят ХХIХ Ганзейские дни Нового времени (18—21 июня). Участие в них уже подтвердили около полутора тысяч официально приглашенных российских и зарубежных гостей. Кроме того, туроператоры активно запрашивают места в новгородских гостиницах для тургрупп. А еще непременно будут туристы-индивидуалы, число которых предсказать невозможно. Мы гостям рады! Но сумеем ли принять всех, как подобает радушному хозяину?

Интерес к юбилейным торжествам и к городу как туристскому объекту у наших потенциальных гостей возник не на пустом месте. Системным продвижением новгородского турпродукта (работа на международных выставках, создание интернет-порталов, участие в специальных телевизионных и печатных рекламно-информационных проектах и др.) в течение восьми последних лет активно занимается некоммерческое партнерство «Офис туризма Великого Новгорода «Красная изба», на базе которого администрация города создает сейчас одноименный муниципальный центр развития туризма. Благодаря совместным усилиям партнеров офиса количество побывавших в городе туристов, без учета экскурсантов, увеличилось с 2000-го
по 2008 год на 213%. В прошлом году у нас побывали 170 тысяч гостей: рост въездного туристского потока составил 15% против прогнозируемых экспертами 10.
В прошлом году на рекламирование новгородского турпродукта было затрачено в общей сложности 3,5 млн. рублей. Специалисты отмечают: так, как новгородцы продвигают свой город на туристическом рынке — активно, профессионально, креативно, — не продвигает, пожалуй, никто на Северо-Западе. Фантик у новгородской «турконфетки», безусловно, привлекательный. Однако сама конфетка на поверку оказывается не так вкусна: над качеством и разнообразием услуг местной индустрии туризма еще не мешало бы поработать. Прежде всего речь идет о гостиницах и общепите, по уровню сервиса которых турист, собственно, судит о городе в первую очередь. Пока, если быть честными, этот сервис далек от идеального.

Не в тесноте и не в обиде
Сегодня в Великом Новгороде недостатка в отелях, кафе и ресторанах как будто нет. В городе насчитывается 16 мест размещения, способных принять 1977 постояльцев. Во многих гостиницах к праздникам ведутся ремонты. Однако принять всех желающих приехать на Ганзейские дни они вряд ли смогут. Возводимую на месте бывшей бани гостиницу по улице Великой так же, как и строящийся на Тихвинской мини-отель, которые могли бы увеличить номерной фонд приблизительно на сотню, планируется сдать уже после праздников.
Куда будем селить туристов? Директор муниципального автономного учреждения культуры «Новгородская дирекция по организации праздников» Сергей ФЕДОТОВ обещает, что проблем с обеспечением  гостей жильем не будет. Тех, кому не достанется гостиниц в областном центре, разместят в загородных лагерях отдыха, на турбазах «Волынь», «Аврора», «Былина», «Земляничка», а также в общежитиях НовГУ и профессионального лицея № 28. Уже зарезервированы гостевые места в Хутынском монастыре: как отметила Наталья ТИМОН, директор туристического агентства «Садко», специализирующегося на паломнических турах, в праздничные дни город ждет несколько групп паломников. Некоторые из гостей готовы ночевать под открытым небом. Для них, а это зарубежные и российские участники ярмарки ремесленников «Средневековый двор», предусмотрена специальная площадка на Ярославовом Дворище, где будут разбиты шатры.
Как «пожарный вариант» планируется размещение гостей на съемных квартирах или в семьях новгородцев. Около сотни горожан уже откликнулись на призыв мэрии принять их у себя. Это обойдется постояльцам приблизительно в 500 рублей в сутки.
Вопрос в другом: сможет ли справиться с таким наплывом гостей городская туриндустрия, где взять дополнительный квалифицированный персонал? В праздничные дни, говорят специалисты, потребность в экскурсоводах, переводчиках, водителях увеличится в разы. В качестве одного из вариантов рассматривается призыв «на праздничную службу» студентов, пенсионеров, нештатных сотрудников, волонтеров.

Недорого и вкусно
Разумеется, для новгородской индустрии гостеприимства предстоящие праздничные дни — манна небесная. Кроме гостиниц на хороший куш рассчитывает и общепит. Шесть ресторанов, 125 кафе и 22 бара общим числом на 6238 посадочных мест вселяют уверенность, что гости будут накормлены и напоены. Но останутся ли в конечном счете они довольны?
Приезжающие в Новгород туристы в целом, как показывает статистика, высоко оценивают новгородское угощение. А в частности? Бывают нарекания. Заказы выполняются долго, еда недостаточно горячая, в залах холодно или, наоборот, душно. Охраны нет или она чересчур навязчивая. При этом в центральных ресторанах города цены явно завышены. По оценкам специалистов, в отдельных случаях рентабельность в ресторанном бизнесе доходит до 1000%. Сложившуюся ценовую политику, особенно в канун «высочайшего» из высоких сезонов, новгородские рестораторы, похоже, менять не собираются. Даже сейчас, в период кризиса, когда туристов становится заметно меньше, большинство из новгородских предприятий держат прежнюю «ценовую оборону». В праздники средняя сумма счета (сейчас это около 1000 рублей), скорее всего, повысится. А вот рейтинг Великого Новгорода как вкусного, качественного и, главное, недорогого места отдыха может пойти на снижение.
— Проблема в том, что нашей туриндустрии не хватает единовекторного подхода к обслуживанию гостей. Мы говорим о том, какой замечательный инструментарий имеет город для своего продвижения на туристском рынке. И забываем, что конечное мнение о нем складывается на уровне оценки «понравилось — не понравилось», «вкусно — не вкусно», «скучно — интересно», — комментирует Ольга КОНЮХОВА, директор ООО «Аркада», туроператора по Великому Новгороду.
Качество обслуживания является определяющим не только при проведении юбилейных мероприятий. Финансовый кризис вносит свои коррективы и в сферу туризма. Сегодня на рынке при общем снижении количества туристов идет стремительное переформатирование туристского потока. На смену группам приходят индивидуалы. Те, кто раньше отдыхал за границей, ориентируются на путешествия по стране. За такого клиента, искушенного и много где побывавшего, готового платить дорого, но только при условии, что услуги будут очень высокого качества, сегодня борются многие российские регионы. И Великому Новгороду с его огромным потенциалом важно не проиграть в этой конкурентной борьбе
 
Ольга СЕМЁНОВА