Я здесь не чужая
Начну с конца. Главное ощущение, с которым покидаешь церковь Благовещения на Мячине, — покой: оставшаяся за тяжёлой церковной дверью суета хоть на час, но вылезла из головы. Наверное, так можно сказать почти про любой новгородский храм. Но в последнем случае это чувство — особое. Я бы сравнила его со спокойствием, которым заряжаюсь, когда бываю в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Там я чувствую себя как дома, как в родном мне месте.
В чём дело?
В Софийском соборе тоже нет суеты, но в нем «что-то» давит. Сумрачный низ храма, далекий свет наверху, к которому стремиться и стремиться… Не говоря уже про соборы Санкт-Петербурга, где, как на вокзале, немного теряешься. А церковь Благовещения на Мячине соразмерна человеку, несмотря на то, что почти в 12 раз выше его — от пола до креста 21,4 метра. Задираешь голову, и наполненный светом барабан единственного купола не кажется близким, но он и не безнадёжно далёк. Он достижим.
Церковь Благовещения даёт ощущение парения. Или по крайней мере желания взлететь под купол, покружиться там, поглазеть сквозь узкие окончины на стоящие неподалёку сосны и Мячинские озёра и опуститься вниз. И ещё храм даёт уверенность в том, что я имею на всё это право. Я — не маленький, погрязший в грехах человечек.
Чудо о двух «чемоданцах»
Интересно, что «соразмерность храмового пространства человеку, соотнесённость архитектуры с его внутренним миром» отмечала и Татьяна ЦАРЕВСКАЯ, исследователь, посвятившая монографию фрескам церкви Благовещения. Татьяна Юрьевна, правда, признает, что храм обладал вполне монументальным характером. Возможно, это было связано с владычным заказом: возведённая в 1179 году новгородским архиепископом Илией и его братом Гавриилом церковь на месте сгоревшего одноименного деревянного храма на тот момент была выше других новгородских построек. Да и повод появления такого храма был более чем внушительный. Исследователи считают, что церковь была построена на том самом месте, где располагалось суздальское вой-
ско, и неподалёку от места, где произошло историческое сражение между новгородцами и суздальцами. Наши тогда, если помните, победили.
Рискну даже утверждать, что для средневековых новгородцев этот храм имел большое значение ещё и потому, что после его возведения в народе стали рассказывать про чудо о строительстве церкви. Якобы строители в один «прекрасный» день обнаружили, что им не хватает средств на завершение стройки, но когда они пришли на следующий день в храм, то нашли там белого коня с двумя «чемоданцами» денег. В одном было золото, в другом — серебро. Не рождаются, наверное, легенды без причины.
Но в целом Благовещенский храм более компактен и прост в сравнении с грандиозными храмами первых десятилетий XII века — Софийским собором, Георгиевским собором Юрьева монастыря. Всё дело в том, что в последней четверти того столетия появилось много новых заказчиков строительства храмов: бояре, архиепископы, уличанские объединения, пишет Царевская. Заказывали они себе церкви в соответствии со вкусами и практическими потребностями городского и монастырского сообщества.
Кстати, за минувшие столетия церковь Благовещения сильно уменьшилась в размере.
— Предполагается, что она была сильно разрушена в период шведской оккупации, — рассказывает Татьяна ПИНКУСОВА, хранитель храма, старший научный сотрудник Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ). — Был утрачен, например, барабан купола. Не исключено, что по нему палили из пушки. Капитальные перестройки были выполнены в конце XVII века на средства новгородского воеводы Василия Ромодановского. Тогда были заново возведены барабан, своды, почти вся западная и часть южной стены.
Искусство стенописи
Однако церковь Благовещения знаменита не только древними стенами, но и росписью на них. Она в храме на мячинских озёрах, как и его конструкция, была близка простому человеку. Или, как указывает Татьяна Царевская, «здесь встречаются лики, содержащие мощный, драматический пафос, и при этом полные глубокого сострадания и печали».
Сегодняшний человек, хотя бы мельком видевший на экране «Пятый элемент» и «Чужой против хищника» с их чудовищами, воспитанный в атеистическую эпоху, помнящий репортажи из Беслана, вряд ли впадёт в священный трепет, взглянув в глаза суровых святителей. Я, допустим, не впала. И, скорее, из опаски выглядеть «полной серостью» вежливо угукала в ответ на реплики Татьяны Пинкусовой по поводу психологичности и прорисовки ликов.
Продолжалось это до тех пор, пока я не увидела совсем близко огромные изображения двух святителей на склонах арки, ведущей из алтаря в диаконник. Ну и взгляд! Как написала в своей книге Царевская, «образы обладают убедительной энергией, которая с предельной активностью открыто и непосредственно воздействует на зрителя». Глаза, кстати, у святителей были голубые-голубые.
Вообще, отсутствие продуманной экспозиции с должным освещением, возможно, увеличенными фотографиями фресок, расположенных высоко и не доступных для более детального просмотра, не даёт увидеть роспись во всём её великолепии — со всеми нюансами взглядов, мимики, жестов и поз изображённых здесь персонажей Ветхого и Нового заветов. Их удалось разглядеть на снимках в книге Татьяны Царевской.
Благовещенская стенопись не ставит целью запугать зрителя, силой страха отбив у него охоту к нарушению десяти заповедей. Благодаря своей человечности она вызывает чувство уважения и заставляет вдумываться, сопереживать, задаваться вопросами: что такое феномен святости, откуда эта добрая сила, видная в лицах и глазах?
Откроют или не откроют?
Сейчас главным остаётся вопрос: будет ли открыта церковь Благовещения на Мячине к 1150-летию Великого Новгорода? На храме в настоящее время ведутся внешние ремонтные косметические работы: будут заменены детали кровли, заново оштукатурены стены. Святилище, находящееся на пути в Юрьев монастырь, должно встретить туристов в обновленном виде. Но их шансы проникнуть внутрь пока невелики. Дело в том, что в церкви археологи открыли цемяночные полы XII века, представляющие застывшую смесь из битой плинфы и извести. «Очень хрупкий материал, — указала Татьяна Пинкусова. — Чтобы раскрошить его, достаточно легонько ударить каблуком».
Поэтому прежде чем открыть церковь для путешественников, пол необходимо защитить — законсервировать, оставив для осмотра небольшие участки. Но в условиях финансового кризиса эта перспектива становится туманной. Как сказала Лариса БАННИКОВА, заместитель генерального директора НГОМЗ, статья бюджета на содержание и эксплуатацию памятников серьёзно урезана, и сейчас вопрос возможности доступа туристов в церковь Благовещения на Мячине остаётся открытым.
Это, правда, не мешает любоваться её внешним видом, что сделать лучше сейчас, пока свежий слой штукатурки не закрыл рисунок старинной кладки.
Елена КУЗЬМИНА
Фото Владимира БОГДАНОВА
и из книги Татьяны ЦАРЕВСКОЙ «Фрески Благовещения
на Мячине»