Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Под небом голубым

{mosimage}Корреспонденты «НВ» в преддверии Дня защитника Отечества побывали у военных лётчиков

Знаменитый девиз Валерия Чкалова «Летать до тех пор, пока рука способна держать штурвал, а глаза — видеть землю» только на земле звучит пафосно и неправдоподобно. В истинность этих громких слов хочется верить, когда слышишь их, стоя на лётном поле, да ещё от командира  Краснознамённого авиационного полка.

Знамя губернатора
840-й Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк был сформирован 4 апреля 1942 года. 24 июня 1942 года стало днем боевого крещения полка, когда две эскадрильи (15 самолётов) полка нанесли удар по скоплению мотопехоты и танков в районе Курска. Боевая задача была выполнена успешно. Все экипажи вернулись на свой аэродром. 29 июня 1942 полку вручено Боевое Красное Знамя.
В годы Великой Отечественной войны летчики полка проявили мужество и героизм: семь Героев Советского Союза воспитано в части, 870 военнослужащих награждены орденами и медалями. За период боевых действий на самолетах совершено 1680 боевых вылетов, сброшено 1854 тонны бомб. Семь раз личный состав получал благодарности от Верховного Главнокомандующего.Недавно в администрации Новгородской области прошло заседание комиссии, на которой было решено представить к награждению персональным знаком отличия, переходящим Знаменем губернатора Новгородской области, войсковую часть 45167, дислоцирующуюся в городе Сольцы. Торжественная церемония передачи Знамени пройдет в гарнизоне сегодня. А вот чем обычно живёт часть и как здесь готовятся к встрече гостей, корреспонденты «НВ» узнавали накануне мероприятия.
— В нашу часть штандарт губернатора прибудет в первый раз, а до этого в течение четырёх лет он находился в Новоселицах. Вручается такой почётный знак отличия за военно-патриотическое воспитание молодёжи, — рассказывает подполковник Валерий МОРОЗОВ, заместитель командира полка по воспитательной работе. — Мы занимаемся работой с молодым поколением сразу в нескольких направлениях. Ежегодно летом и зимой проводим трёхдневную военно-спортивную игру «Зарница», в которой обучаем школьников основным приёмам с оружием и тактике общевойскового боя. К слову, часто самые яркие воспоминания у ребят остаются от полевой кухни. Солдатская каша — наша визитная карточка.
Как показывает практика, подрастающее поколение воспринимает военные игры на ура: ежегодно из отдела молодёжи администрации района приходят заявки с просьбой выделить военнослужащих для проведения мероприятий. С большим успехом проходит и оборонно-спортивный лагерь «Муромец», который развертывается в Сольцах.
— Военнослужащие очень часто приходят к нам в классы и ведут уроки мужества, — рассказывает Юлия Бондарец, заместитель директора по учебно-воспитательной работе солецкой средней школы № 3, находящейся под шефством авиационного полка. — Любопытно, что дети часто задают военным вопросы с дальним прицелом: где и сколько времени они учились, чему именно вас обучали, стоит или нет учиться? То есть дети готовят себя к  военной службе, видя яркий пример отцов. Некоторые наши ученики уже после восьмого класса поступают в кадетские корпуса в Санкт-Петербурге.

Хрустальный шлем
Как военные привычные гости во всех образовательных учреждениях Сольцов, так и сами школьники на территории части — не редкость. Здесь действует Музей боевой славы, хранящий всю историю со времени формирования полка до сегодняшних дней. Юные экскурсанты бывают в нём очень часто.
С особой гордостью Валерий Морозов рассказывает об одной награде: по итогам 2008 года воинская часть стала лучшим полком дальней авиации в России и получила Хрустальный шлем и вымпел.
— Эта награда, пожалуй, — одна из наших самых почётных, — говорит Валерий Юрьевич. — Она присуждается за высокий уровень боевой подготовки. Нам её вручал генерал Павел Андросов, командующий дальней авиацией ВВС РФ. Приятно, что в нашем полку шлем оказался уже во второй раз. Вообще-то он переходящий, но тут, видимо, останется на вечное хранение. Дело в том, что сейчас все части Министерства обороны структурно переходят на другую систему: был округ, дивизия, полк, теперь будет бригада и база. Награды, наверное, тоже станут другими, а шлем останется в музее.
Рассуждая о реорганизации, проходящей в Министерстве обороны, Валерий Морозов отметил, что она улучшит положение части:
— Армия станет мобильнее, будет располагать более современным оружием, а статус офицера повысится. В полку сейчас никаких сокращений нет: весь лётный состав остаётся на местах. Более того: у сокращённых офицеров из других частей есть возможность перевестись к нам. По сути наша работа предельно проста: защита воздушных рубежей родины — ведь военные именно для того и нужны. На тренировочных полётах, проходящих дважды в неделю, мы повышаем свой профессиональный уровень. Например, выполняем патрульные полеты над нейтральными водами как северных, так и южных широт.
Такие награды, как Хрустальный шлем, — несомненный повод для гордости всего полка, но всё-таки, по признанию сотрудников музея, даже большим вниманием пользуются подарки ветеранов на юбилейные даты, сделанные собственными руками. Они хранятся в особом стенде музея. Не менее ценны и находки, сделанные во время участия военнослужащих части в работе поискового отряда «Долина».
Кстати, сотрудница Музея боевой славы, появившегося на свет ещё в 1967 году, совсем недавно обнаружила в нём «послание из прошлого» — небольшое полотно с приветствием от тех, кто собирал и хранил музей и не единожды его восстанавливал.

Железные, но нервы
Посещением музея экскурсия для гостей полка не ограничивается. Самый воодушевляющий момент и для школьников, и для взрослых — знакомство с боевыми самолётами.
— Когда мальчишки садятся в кабину самого настоящего бомбардировщика, эмоции на их лицах невозможно описать. А после экскурсии в ответ на вопрос: «Кем ты хочешь быть?», сто пять процентов уверенно отвечают: «Летчиком», — продолжает Валерий Юрьевич.
Но это, конечно, дети. Взрослые же хорошо знают, что в армии не работают — там служат, а это очень тяжело: ненормированный рабочий день, частые вызовы в нерабочее время, постоянные походы в наряды и волнение обладателей самых железных нервов.
— Каждый раз я беспокоюсь за мужа и всегда прошу позвонить, как только он приземлится, — переживает Ирина Анатольевна Вислогузова, жена заместителя командира второй эскадрильи. — Проводить два дня в неделю в состоянии ужасного нервного напряжения — очень сложно. Во время его полёта я стараюсь совершенно не думать о том, как там, в небе, но часто это не получается. Самое неприятное, когда экипаж взлетает при нормальной погоде, а потом она резко портится, и посадку приходится переносить. Своей взрослой дочери мне очень хочется посоветовать не выходить замуж за военного, хотя, с другой стороны, я знаю, какие это исполнительные, воспитанные и образованные ребята.
Валерий Морозов как заместитель командира полка по воспитательной работе знает все нужды юных лейтенантов и молодых семей, а они, нужды, кстати, не очень отличаются от вопросов гражданских: «повыше бы денежное довольствие и было бы жильё». Впрочем, квартирный вопрос в полку стоит совсем не так остро, как на гражданке: все семьи обеспечены отдельным жильем.
И всё-таки, не хлебом единым жив человек, поэтому на территории гарнизона есть и своя маленькая часовня, в которой служит батюшка из Сольцов. Кстати, в 2007 году здесь проходили пятые всероссийские сборы военного духовенства, на которых состоялось освящение самолёта Ту-95, прилетевшего из гарнизона Энгельс, где ему было присвоено почётное имя — «Великий Новгород». Называть самолёты стратегической авиации именами городов — одна из традиций российских военных лётчиков. Впрочем, подробности о традициях чуть позже.

Под крылом самолёта
— Полёты могут быть отменены только при очень низкой облачности, сильном ветре или морозе, но случается это крайне редко, — возобновляет свой рассказ Валерий Морозов, проводя нас мимо самолётов, — наши самолёты Ту-22 М3 — дальние всепогодные бомбардировщики, ракетоносцы. Самолёт несёт как бомбы, так и ракеты. Средняя дальность полёта — до пяти тысяч километров.
— Только не нужно фотографировать все самолёты подряд, — неожиданно прерывает он самого себя. — Лётчики — народ с опасной профессией, и в приметы они верят строго. Накануне вылета и сами фотографироваться не будут, и самолёт запечатлеть не позволят, чтобы не случилось несчастья. Это традиция, ставшая законом. Вот после полёта — сколько угодно.
Как оказалось, у лётчиков есть и забавные традиции. Например, после того как молодой пилот выполнил свой первый самостоятельный вылет, его берут на руки и мягким местом ударяют о переднюю стойку шасси, таким образом поздравляя «с мягкой посадкой».
— Есть у нас и свой собственный традиционный праздник: 23 декабря — День дальней авиации. Ещё в 1914 году Николай II издал приказ о формировании эскадры тяжёлых самолётов «Илья Муромец», с тех пор мы отмечаем этот день  наравне с 23 февраля и 9 Мая, — рассказывает Валерий  Морозов. — Так как работа наша тяжёлая, хочется побольше праздников. Кстати, на всех из них нас радует собственный ВИА «Экипаж», частый участник «Волховских зорь», выросший из самодеятельности. Мы им очень гордимся.
Под крылом одного из боевых самолётов, мимо которых мы проходили, краснели восемь звёзд, и сразу же вспомнились знаменитые кадры из фильма «В бой идут одни старики».
— Наши звёздочки — это не сбитые вражеские самолёты, конечно, а количество практических пусков ракет. Время-то мирное, — поясняет Морозов.

Над Красной площадью
Символично, что встреча с командиром полка, полковником Александром ЦЫЛЁВЫМ, кавалером ордена Мужества, состоялась не в кабинете, а прямо на лётном поле, рядом с одним из самолётов:
— Летать я начал давно, будучи школьником, в ДОСААФ в Тамбове, а готовили нас целенаправленно для поступления в лётные училища. Я болел небом, мечтал о нем ещё с детства, первым летал из набора, первым с курса в Тамбовском лётном училище. Далее освоил Ту-134, и после выпуска уже 19 лет летаю на наших самолётах: начиная от лейтенанта, помощника командира корабля и до командира полка.
Александр Викторович признаётся, что за прошедшее время работа так и не стала для него рутиной и простой привычкой, потому что каждый лётчик получает наслаждение от полёта.
— Сейчас мы начинаем подготовку к Параду 9 Мая, — делится радостью полковник Цылёв. — Тройка из нашего полка в прошлом году летала над Красной площадью, и в этом году мы будем летать снова. Подготовка — всегда очень важна.  Как говорят, по состоянию здоровья сорокалетний лётчик — шестидесятилетний гражданский, и молва эта не безосновательна, правда, пока что на собственном примере я это подтвердить не могу. Ведь если лётчик нормально подготовлен, то сложностей в полёте он испытывать не должен, а длительные перерывы никак не повлияют на технику его пилотирования. Впрочем, о перерывах в полётах у нас и речи нет.
Рассуждая о бумажной работе «руководителя» и пилотировании, Александр Цылёв долго не задумывался:
—  Больше всего мне нравится летать. Кто-то любит делать это в хорошую погоду, кто-то в сложных метеоусловиях, а я люблю солнце, яркую зелень внизу и голубое небо. Известно, что в авиации нет случайных людей. Те, кто решил посвятить себя небу, делают это до конца, а те, кто пришёл случайно, отсеиваются довольно быстро.
Как уже говорилось, прежде чем подняться в небо, лётчики проходят длительную подготовку. Да и имея на собственном счету не один вылет, каждый пилот обязан проходить тренировочные полёты, осуществляемые на специальном тренажёре.
— Тренажёр — вещь совершенно необходимая в любом лётном полку, — считает майор Александр АЛЁХИН, начальник комплексного тренажёра. — Он используется для сплочения экипажа, для отработки полётного задания, выполняемого потом в реальности.
Кабина тренажёра представляет собой копию кабины военного самолёта. Более того, лётчик не только видит взлётно-посадочную полосу и так называемую подстилающую поверхность на компьютерном мониторе, но и воссозданы шумовые эффекты   реального полёта. Разве что перегрузок пилот не испытывает и кабина остаётся на месте.
— Если лётчик не справляется, то оценка — двойка, и новое обучение впереди, — улыбается Александр Александрович. — У нас тренируются все: даже командир полка не исключение. За пультом сидит инструктор, вводящий в программу полета разные неисправности, которые могут возникнуть в реальности:  отказ двигателя, вибрация. А экипаж пытается каким-то образом их устранить. Любые нештатные ситуации сложны, но все они, как правило, решаемые. Ну и на крайний случай — катапультирование из кабины самолёта.

Товарищ  Рита
В авиационном полку служат и женщины: в основном на авиационно-технической базе и в батальоне связи. Во всяком случае, именно так сказал нам Валерий Юрьевич в начале разговора. И гораздо позже стало известно, что полностью мужских экипажей во всём полку нет ни одного, в каждом обязательно есть женщина.
— Присутствие женщины в самолёте — это почти что военная тайна, чтобы жена лишний раз не ругалась, — открыл секрет заместитель по воспитательной работе. — Пятый член экипажа — это наша Рита. А если раскрывать тайну до конца, то «Ритой» мы называем речевой информатор РИ-65, который сообщает лётчику о недопустимости данного режима пилотирования, когда самолёт находится на критической отметке. Кроме того, «Рита» даёт подсказки по выполнению какого-либо действия.
Ну а женский голос разработчики информатора выбрали потому, что на него мужчины реагируют намного острее и быстрее.

Вместо эпилога
В офицерской столовой разговор логично переключился на съедобную тему.
— Впервые в этой части я оказался, находясь в командировке, и сразу её запомнил, потому что у нас не только вкусно готовят, но ещё и здорово обслуживают, — делится информацией Валерий Морозов. — В большинстве пехотных частей введено самообслуживание даже в офицерской столовой, а у нас работают официантки. Мой друг, ракетчик, до сих пор говорит о том, что мы, лётчики, — белая кость. Только сейчас об этом свидетельствует разве что обслуживание в столовой да ещё 15 граммов шоколада, положенных каждый день. В денежном довольствии принципиальных различий с другими родами войск нет, ну а от западных стран мы всегда отставали. Правда, на пенсию мы выходим рано. Мне только тридцать четыре, а я уже два года как пенсионер. Но это логично. Уж что-что, а зря отправлять на пенсию и платить деньги наше государство не будет.
Как сказал Валерий Юрьевич, в воздухе организм лётчика должен функционировать в полном объёме, то есть необходимо достаточное количество сил. И если в принципе летчик посещает столовую по желанию, то накануне лётного дня и в сам день полётов эти визиты обязательны. Таким образом доктор будет уверен, что военный пилот получил нужное количество калорий. Ну а в обычные дни, по негласной традиции, с ужина в столовой военные в основном сбегают: как бы ни было вкусно, но надо же и жён порадовать появлением дома.
А вообще, в военном гарнизоне провести чёткую грань между домом и службой очень сложно: на территории части действуют детские сады и школы, многочисленные праздники отмечаются в родном для военных и их семей Доме офицеров, и те, кто остаётся на земле, с нетерпением ждут возвращения тех, кто в полёте. Да и над головой семей военных — небо, ставшее для них ещё одним домом.
Солецкий район

Мария КЛАПАТНЮК
Владимир БОГДАНОВ (фото)