Пятница, 19 июля 2024

Редакция

В вернисаж, в Эрмитаж, в арбитраж…

Ещё один суд скоро будет принимать иски от физических лиц — арбитражный. В нынешнем году готовятся к принятию федеральный закон и поправки
в Гражданский кодекс о банкротстве.
Арбитражный суд воспринимается гражданами как нечто далёкое — это споры предпринимателей, хозяйствующих субъектов, юридических лиц между собой, а также между ними и государственными органами.
Однако жизнь меняется, и, как выяснилось на встрече с арбитражными судьями Новгородской области, очень вероятно, что в скором времени и нам, простым гражданам, тоже будет предоставлена возможность обращаться в арбитражные суды — с заявлениями о банкротстве.
Однако тенденция
В Новгородской области работают 18 арбитражных судей. Число их увеличивать не планируют, потому что «и так, как в Германии». За 2008 год к ним поступило 4311 заявлений и исковых заявлений, что почти на треть больше, чем в 2007 году.
В среднем новгородский судья рассматривает по одному делу за рабочий день — экономические споры, банкротства. Нагрузка примерно в полтора раза меньше, чем в среднем по России, но все впереди. Прослеживается интересная тенденция. Вслед за заводами суды стали банкротить и индивидуальных частных предпринимателей. На очереди — закон о банкротстве физических лиц, а банкротство — исключительная компетенция арбитражных судов. Вот и получается, что потянутся граждане в арбитраж. «Принятие такого закона в условиях финансового кризиса более чем актуально — население закредитовано выше головы, возврат же кредитов падает», — пояснил председатель Арбитражного суда Новгородской области Виктор РУСЕЦКИЙ.
Норма о банкротстве граждан уже содержится в российском законодательстве с 2002 года, однако до сих пор не действует из-за отсутствия соответствующего федерального закона и поправок в Гражданский кодекс РФ. Однако есть большая вероятность того, что в нынешнем году такой закон будет принят.
Споров у законодателей теперь больше о том, какую модель банкротства для физических лиц избрать. По мнению новгородских судей, первоначально законопроект был ориентирован на американский, либеральный вариант, предусматривающий возможность списания до 25% долгов. Но от него решено отказаться, так как это заранее настраивает должника на то, что он легко отделается. На самом деле банкротство физических лиц должно предоставить им более мягкую по сравнению с сегодняшней практикой схему рассрочек и отсрочек.
Понятно, что нагрузка на арбитражных судей резко возрастёт, ведь речь может идти о нескольких миллионах делах в целом по России. Вот почему судьи считают, что надо ввести порог рассмотрения дел — от 50 тысяч рублей.
Рейтинг доверия
Виктор Русецкий рассказал журналистам, что в настоящее время особую остроту обретает требование объективности и независимости судей. Тема эта громко прозвучала на прошедшем в декабре минувшего года в Москве VII Всероссийском съезде судей, где выступал Президент России Дмитрий Медведев. Пока расклад такой: если спор идёт между предпринимателями, то рейтинг доверия к арбитражным судам оценивается в 80—90%, а вот если между бизнесом и государством, то только 30—40%.
«Здесь есть над чем задуматься», — признал Виктор Русецкий.
 

Юрий КРАСАВИН
Фото из архива «НВ»