Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Фанерная волна

В Парфине — социальная беда.
В ближайшее время почти тысяча работников местного фанерного комбината могут оказаться за проходной. Возникают традиционные вопросы:
кто виноват и что делать?
Фанеру в Парфине производят девяносто девять лет. Собственник предприятия — ЗАО «Новгородские лесопромышленники» — тоже не новичок на рынке лесопереработки, генерального директора ЗАО Исаака Слуцкера называют патриархом лесной отрасли Новгородчины.
К реализации инвестиционного проекта по организации производства березовой большеформатной фанеры, на который сегодня возлагают надежды на предприятии, Парфинский фанерный комбинат приступил в 2007 году. Затраты по проекту планировались в размере 1,2 млрд. рублей. Финансирование производилось за счет заемных средств: кредиты банка и финансовый лизинг оборудования.
— На начало 2008 года кредиторская задолженность комбината в два раза превышала дебиторскую. Иными словами, комбинат был должен в два раза больше, чем должны ему. В течение года ситуация усугублялась, — говорит председатель экономического комитета области Мария БОРЩЕНКО. — На 1 декабря 2008 года превышение кредиторской задолженности ПФК над дебиторской достигло семикратного размера. Это, образно говоря, очень высокая температура.
Ситуация на Парфинском фанерном комбинате дважды становилась предметом обсуждения на заседаниях областной антикризисной комиссии. Эксперты областной администрации, выехавшие в декабре 2008 года на комбинат по поручению губернатора Сергея Митина, указали на высокую себестоимость продукции, значительный рост управленческих расходов.
Собственники ПФК обратились к руководству области с просьбой — оказать помощь в получении кредита в объеме 300 млн. рублей для завершения инвестиционного проекта. Изучив показатели ликвидности и финансовой устойчивости комбината, рабочая группа констатирует: финансовое положение комбината неустойчиво, комбинат почти полностью закредитован под залог имущества. Обоснованных расчетов, условий получения и возврата заемных средств собственник не предоставил.
В конце января собственники предприятия просят главу региона оказать содействие в получении кредита уже на пополнение оборотных средств, заявляя, что заинтересованность в приобретении новой фанеры (цех запущен в пробном режиме 3 января) выразили фирмы Великобритании, Северной Кореи, Турции, Польши, Финляндии. Но работу в новом цехе, по информации профсоюзов, найдут только 480 человек. А в режиме простоя и преддверии сокращения находятся более тысячи.
Наверное, можно было бы выйти из ситуации иначе. Организовать, к примеру, на комбинате производство менее доходных, но востребованных на рынке изделий из древесины. Чтобы сохранить людей, коллектив. Чтобы пережить кризисное время вместе. Но собственник решил пойти по простому пути.
Есть доля вины в сложившейся ситуации местной администрации: строить благополучие района на одном предприятии — по меньшей мере, недальновидно.
Губернатор Сергей Митин дважды обращался к первому вице-премьеру Виктору Зубкову, акцентируя внимание на ситуации, в которой оказался Парфинский фанерный комбинат и, вследствие этого, муниципальный район. Ушло обращение губернатора к полпреду в СЗФО Илье Клебанову — с ходатайством о включении предприятия в программу государственной поддержки предприятий-экспортеров. Уже в январе заместитель губернатора Александр Габитов направил в Минрегионразвития письмо с просьбой включить ОАО «Парфинский фанерный комбинат» в перечень предприятий регионального значения и оказать государственную поддержку.
9 февраля по просьбе руководства области ситуация на Парфинском фанерном комбинате станет предметом разговора на заседании рабочей группы в Министерстве промышленности и торговли.
 
Людмила СЕРГЕЕВА