Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Под небом голубым

{mosimage}Говорят, не стоит село без храма. Сколько их, разрушенных и осквернённых, разбросано по всей Новгородчине. Во многих уже давно нет прихода, чтобы поддерживать храм Божий в порядке, да и священников на деревне нынче не хватает. Селу Подгощи Шимского района в этом плане повезло. Вот уже более пятнадцати лет местный приход окормляет отец Роман БАРАНОВСКИЙ. А над селом, как в старые добрые времена, сегодня раздаются колокольные звоны — голоса почти заново отстроенной колокольни церкви Святой Троицы.
Мечты сбываются
Храм в Подгощах видно сразу: купол колокольни упирается высоко в небо. Поэтому спрашивать дорогу у местных жителей не пришлось.
Добротный забор, выкрашенный в фиолетовый цвет и, судя по всему, недавно возведенный, ещё неотштукатуренная колокольня и строительные материалы, лежащие вокруг, — всё указывало на то, что работа здесь идёт полным ходом. Да и самого батюшку мы застали за колкой дров.
— Я даже отдыхаю, когда физическим трудом занимаюсь, — признался отец Роман, разрубив последнее полено. — Да и куда от этого на деревне денешься.
Не удивительно, что, помимо своих прямых обязанностей, за годы, что служит в Подгощах, батюшка уже многими профессиями овладел. На сотках, что принадлежат храму, работа всегда найдётся.
В Подгощи отец Роман приехал в 1992 году, практически сразу после рукоположения. Отец священника служил в храме Георгия Победоносца в Старой Руссе, поэтому у молодого человека и мысли иной, кроме как служить Богу, не было.
— Хотя, признаться честно, в детстве мне очень хотелось быть пастухом, — говорит отец Роман. — Как-то летом я поехал в деревню к бабушке, и так меня увлёк этот процесс, что кроме как пастухом я себя и не представлял никем. Помню, даже в сочинении «Как я провёл лето» писал про это. В итоге пастырем я и стал. Правда, уже овец православных.
Служат Богу сегодня и другие родственники отца Романа:  брат — на Кубани,  муж одной из сестёр — тоже священник. Да и детям своим — двум дочерям Софье и Ариадне и младшему сыну Арсению — иной судьбы отец Роман не желает. Но сначала все трое хотят поступать в областной колледж искусств имени С.В. Рахманинова, а потом уже можно и о духовном училище или семинарии подумать.

Музыка нас связала
Кстати, музыка — увлечение всех членов этой семьи. Именно в музыкальном училище Роман Барановский познакомился со своей будущей супругой Светланой. Будучи студентами, молодые люди даже выступали дуэтом, играя на баянах. Коронным номером у них был «Молдавский танец» в обработке Шалаева. Да и сейчас отец Роман не прочь помузицировать. Тут и дети могут подыграть: кто на баяне, кто на аккордеоне, а то и на рояле в четыре руки. Свое-
образный семейный ансамбль. Есть в этом совместном творчестве что-то, берущее за душу, — очень чистое, искреннее, не опошленное...
Продолжая семейные традиции, все дети ходят в музыкальную школу, да и сама матушка преподает в Шимске ребятам азы музыкального искусства. Кроме того, дети помогают отцу и во время службы — девочки поют в хоре, убирают в храме, Арсений помогает в алтаре. Да и звонарями здесь зачастую выступают именно дети. Несмотря на то, что этому искусству они нигде специально не учились, да и мелодии подбирают сами, получается у ребят очень красиво и проникновенно. Правда, несколько уроков мастерства они всё же получили: на прошедшем осенью в Великом Новгороде и Старой Руссе фестивале колокольного искусства они познакомились со звонарями, записали их работу на видеокамеру и теперь оттачивают мастерство самостоятельно. Отец Роман — не против, если нравится да от души, пускай звонят.
— Вы спросили, в строгости ли мы воспитываем детей, — говорит отец Роман. — Конечно, но совместно с прививанием веры. Я знаю примеры, когда родители очень строго воспитывали своих чад, чуть ли не били, а толку никакого. Выходя в свет, они всё равно творят, что хотят. Детей надо воспитывать так, чтобы у них был страх, но страх не перед тираном или деспотом, а перед Господом. Любовь к Богу, боязнь его обидеть грехом. Ну и соответственно первоначальная заповедь для детей — это чтить родителей своих. Ведь как ты можешь возлюбить Бога, которого ты не видишь, если ты кого видишь вокруг себя, ненавидишь. Да, я не разрешаю своим детям краситься, носить джинсы, ходить на дискотеки. Но если в нашу молодость на танцах было более-менее спокойно, то сейчас я такого сказать не могу.
Сельский Дом культуры находится недалеко от дома священника, да и автобусную остановку из окон видно очень хорошо, так что не раз отцу Роману приходилось наставлять на путь истинный местную молодёжь, слоняющуюся ночью по деревне. В былые времена местные жители нередко пытались что-нибудь унести с территории церкви: даже трубы от старого забора украли прямо на глазах у матушки.
Может быть, отчасти поэтому отец Роман с пессимизмом смотрит на возрождение духовности в деревнях.
— Народу здесь с каждым годом становится всё меньше, молодёжь уезжает, — размышляет священник. — Много опустившихся людей, которые ничего не хотят. О каком возрождении можно говорить? Ведь возрождение должно начинаться с каждого из нас, а народ думает, что оно должно начаться где-то рядом и его по пути можно захватить. А так не бывает.

Возрождая благие дела
Из почти 600 человек, что живут сегодня в Подгощах, на службу в церковь редко приходят больше десяти. Исключение составляют лишь большие церковные праздники да летний период, когда в село подальше от городской суеты съезжаются дачники. Они-то по большей части и стараются поддерживать приход. В том числе и материально. Так, один из столичных благотворителей помог надстроить колокольню. Дело это оказалось довольно хлопотное, так как документов, описывающих сельскую звонницу, не сохранилось. Пришлось рассчитывать её размеры заново, во многом ориентировочно, соотнося с высотой  храма. Работали, как говорится, не покладая рук. Но после того как на объект пришла бригада шимских мастеров, уже работавших на храмах, стройка века, как в шутку называли возведение колокольни местные жители, стала спориться. Виданное ли дело — основные работы по кладке кирпича были выполнены за  несколько недель. Без Божьей помощи здесь явно не обошлось. Как и без помощи мастера Саши, который уже несколько лет помогает батюшке во всех насущных делах. «Без его золотых рук не было бы здесь многого», — говорит отец Роман.
Сегодня основные работы на колокольне уже завершены, остались лишь отделка да внутренние работы. Впрочем, несмотря на недоделки, священный звон разносится по всей округе уже давно и в многоголосии. К  родным колоколам сегодня присоединились и старшие братья весом более чем в 400, 500 и 700 килограммов каждый — тоже подарок меценатов.
Хранится в храме и старейший металлический инструмент церкви с дарственной надписью храму, датированный 7173 годом от сотворения мира. Раритет передало в дар церкви Троицы руководство одного из новгородских заводов, найдя колокол на пункте приёма металлов. Переведя старинное летосчисление на наше время, получается, что колокол этот был отлит в 1665 году, тогда как по архивным сведениям церковь Святой Троицы в селе Подгощи была возведена в 1786 году. Вероятно, до этого у каменной имелась другая предшественница, по всей видимости, деревянная. Как это часто бывало, храм сгорел, и на его месте возвели новый, но уже каменный — на века. Впрочем, и нынешняя церковь, судя по всему, перестраивалась. В какие годы это было сделано и с какой целью — сейчас неизвестно. Но доподлинно известно, что в 1930-х годах в стенах храма были мастерские.
— Одна из моих бывших приходских, старенькая бабулечка, мне как-то рассказывала, что, когда она работала в колхозе, сама в церковь на гусеничном тракторе заезжала, — рассказал отец Роман.
Есть у священника много интересных задумок и планов: надо бы и крышу у храма перекрыть, и территорию близлежащую в порядок привести, и построить летнюю беседку. Даст Бог, всё получится, и самое главное, местные жители, несмотря на свои насущные проблемы, всё-таки найдут дорогу в храм.

Шимский район

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)