Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Как победить слона

{mosimage}Ученики гимназии «Эврика» в рамках дополнительной подготовки начнут изучать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач.

Система ТРИЗ, разработанная в пятидесятых годах ученым и изобретателем Генрихом Альтшуллером, направлена на развитие творческого мышления. Как утверждают сторонники этой методики, с ее помощью можно решать творческие задачи любой сложности.

Основатель и председатель новгородской областной общественной организации ТРИЗ Юрий ТАМБЕРГ доказал это на собственном примере: он является автором более 15 технических изобретений, и все они появились на свет благодаря его знакомству с алгоритмом решения творческих задач.
— ТРИЗ утверждает, что если условия задачи не противоречат законам природы, значит, она имеет решение, — рассказывает Юрий Тамберг. — Наша задача — научить людей видеть эти решения. Методика предлагает более 50 конкретных приемов, позволяющих сделать это. Например, один из них заключается в том, чтобы искать решение задачи в причине самой задачи. Звучит абсурдно, но этот прием используется с давних пор. Существует легенда, что еще Тамерлан воспользовался им, когда ему нужно было разгромить войско, впереди которого шли боевые слоны. Он выпустил им навстречу верблюдов, нагруженных горящей соломой. Испуганные слоны повернули назад и растоптали вражеское войско.
Новгородская школа ТРИЗ существует уже около десяти лет. За время ее работы лекции по применению новых алгоритмов мышления не раз читались в Новгородском региональном центре развития образования, а также в школах города. Некоторые из учителей, изучавших ТРИЗ, всерьез заинтересовались этой методикой. Так и появилась идея организовать на базе гимназии «Эврика» экспериментальную площадку по преподаванию теории решения творческих задач.
Предполагаемый срок эксперимента — четыре года. Планируется, что ТРИЗ будут изучать с первого по четвертый класс. Помимо начальных классов гимназии «Эврика», в эксперименте примет участие один класс Подберезской общеобразовательной средней школы. Цель проекта заключается в том, чтобы научить детей мыслить самостоятельно, решать теоретические и практические задачи. Как считают авторы методики, это увеличит шансы на то, что в будущем многие школьники станут успешными учеными, исследователями или бизнесменами.

Ольга ЛИХАНОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)