Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Приказано выжить

{mosimage}Как справляется с кризисом провинциальная Германия.

В этом попытался разобраться побывавший там корреспондент «НВ»
Леверкузен — город тихий, провинциальный. Не будет преувеличением сказать, что похож на Великий Новгород. Старинные здания соседствуют с так называемыми фахверковыми домами, то есть — бревенчатыми, а еще точнее — построенными из бруса. Много зелени.

По населению — почти паритет: в Леверкузене — 160 тысяч. Правда, за последние 40 лет оно выросло более чем в полтора раза. Говорят, в основном за счет ближневосточных (в основном — турецких) и русских переселенцев. Потому что в Леверкузене относительно легко
трудоустроиться.


Таблетка под язык
Штаб-квартира и головное предприятие химико-фармацевтического концерна Bayer AG находится здесь. На заводе, выпускающем, в частности, знаменитый «шипучий» аспирин, работает каждый четвертый леверкузенец. До последнего времени Bayer только и делал, что расширял производство, создавая соответственно новые рабочие места.
Об этом мне авторитетно сообщили по пути из аэропорта Дюссельдорфа в аспириновую столицу Германии. Путь недолгий — менее получаса. Еще ближе к Леверкузену Кельн — минут 20 на электричке. Это существенно, потому что те, кто не хотят работать на Bayer, трудятся в Кельне и Дюссельдорфе, где множество предприятий автопрома. В частности, в Кельне — гигантский завод Ford.
Увы, признались мне немецкие друзья, когда грянул кризис, первой под удар попала именно автомобильная индустрия. Тот же Ford к концу декабря сократил производство вдвое, часть работников уволил, некоторым установил неполную рабочую неделю с адекватной оплатой. Мелкие вспомогательные производства в Леверкузене, выпускавшие комплектующие для автогигантов, стали попросту закрываться.
Например, родственница моего знакомого Дитмара работала на заводике по производству пиротехники. Понятно, петарды — товар сезонный. Завод жил за счет мерседесовских и бээмвэшных заказов на патроны для подушек безопасности. Сегодня заказов нет.
И вот что существенно, отметил Дитмар. Если тот же Ford, отправляя людей за проходную, выплачивает им пособие из расчета частичного среднего заработка (тем больше, чем больше был стаж работы на предприятии, а в среднем — две трети), то вспомогательные производства так поступить не могут. То есть — могут, но половина, скажем, средней зарплаты на большинстве из них ниже, чем социальное пособие по безработице.


Льготы предусмотрены
По этой причине, считает Дитмар, большинство потерявших работу предпочитают государственные пособия. Тем более что законом предусмотрены две его формы — по полной и частичной безработице. Второй вариант, когда ты можешь где-то подрабатывать, но заработок не должен превышать определенной суммы (вместе с пособием). В противном случае можешь лишиться пособия или попасть под налоговые ножницы, когда затраченное тобой рабочее время не будет адекватно вычетам из заработка.
Вопрос о размере пособия считается в Германии неделикатным. Вам на него просто не ответят. Но собеседники дали понять, что сумма пособия превышает 500 евро на человека в месяц. Возможно, в ближайшее время его размер возрастет. Во всяком случае, правительство страны с 1 января 2009 года уже продлило срок получения пособия по частичной безработице, сознавая, как тяжело сейчас трудоустроиться.
Кроме того, введены налоговые льготы для тех, кто ездит на работу в другой город. Стоимость дорожных расходов с 1 января вычитается из налогооблагаемого заработка. Не облагается налогом покупка автомобиля (поскольку, по официальной статистике, падение объемов автопроизводства в минувшем году составило 30%). Правда, речь идет о выпущенных в Германии авто. На импортируемые введены очень высокие пошлины.
В сугубо социальной сфере увеличены пособия по уходу за ребенком. Если мама не работает, но срок декретного отпуска истек, то кроме пособия по безработице она получает еще 164 евро в месяц на ребенка (до 1 января было 154, в период декретного отпуска — около 350).
Но более всего в Леверкузене говорят о проекте правительства раздать гражданам купоны на 500 евро. Говорят уже третий месяц. Причем официальных комментариев нет, кроме того, что такой проект рассматривается. По одной версии, купоны получат все жители Германии и смогут купить на них любой товар, доплатив 100 евро из собственного кармана (звучит и цифра в 200 евро). По другой версии, купон получит только работающий гражданин страны. По третьей, купоны будут стоить вовсе не 500, а всего 125 евро и при покупке товара ничего доплачивать не придется, если, конечно, стоимость покупки не выше стоимости купона.
Как ни странно, но знакомых леверкузенцев, например, более привлекает третий вариант. На 600—700 евро (купон+свой капитал) ничего путного не купишь, поскольку бытовой техникой оснащены все предоставляемые муниципалитетами квартиры, а в собственных домах вряд ли у кого-нибудь нет телевизора или микроволновки. Немыслимо в таком случае потратить эти деньги на одежду (при цене на брюки в 20, на сорочку в 5—15, на куртку в 25—35 евро). Тем более — на продукты питания.
Тем не менее немцы, решившие выживать в условиях кризиса на пособиях, не унывают. Гораздо печальнее те, кто потерял работу, являясь должником банка.


Горькая участь должника
Судите сами. Ипотечный заем или кредит на покупку автомобиля еще в начале 2008 года любой банк Германии готов был дать практически любому желающему под 3—5% годовых. Причем чем дольше срок кредитования, тем ниже процентная ставка. По официальной статистике, немец, зарабатывающий от 1500 евро в месяц, был способен к покупке отдельного дома с рассрочкой лет на 15—20. С началом кризиса банки, используя соответствующие пункты кредитных договоров (на которые там заемщики так же не обращают внимания, как и у нас), резко ужесточили условия возврата денег — это с одной стороны. С другой — из-за увольнения или сокращения рабочей недели у заемщика снизились доходы.
А это означает снижение социального статуса гражданина. То есть — психологический удар, шок. Быть работающим с социальной страховкой и быть получателем пособия — две большие разницы. Да и кредиты-то нужно возвращать. Иначе придут за машиной, выселят из дома.

Геннадий РЯВКИН