Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

По главной улице с весельем

{mosimage}Вчера сотни жителей и гостей Великого Новгорода приняли участие в традиционном празднике «Святки в Витославлицах»

Невзирая на мороз за город с утра устремились и взрослые, и дети. Людской поток от Юрьева монастыря до музея деревянного зодчества с каждой минутой становился плотнее и плотнее.

К началу гуляний, назначенных ровно на 12, в Витославлицах не было свободного пятачка, на котором бы не пели и не плясали.
Впрочем, деревенская улица еще задолго до полудня заполнилась развеселым народом. «Ой, мороз, мороз...», «Конфетки-бараночки», «Запрягайте, хлопцы, коней!» — знакомые с детства песни неслись отовсюду. Подзамерзшую публику артисты, съехавшиеся со всей области, брали под белы рученьки и вовлекали в свой задорный круг. Те же, кто мороза не боялся, спешили на поляну в конце деревенской улицы, чтобы попробовать себя в молодецких забавах: покидать валенок с ноги, посбивать друг друга с чурбанов или попробовать удержаться на санках, раскрученных самодельной каруселью. У церкви Николы играли в шелыгу — деревенский футбол, который появился на Руси гораздо раньше английского, еще в ХIII веке. По соседству — в «Кубаря» и «Котел».
Да и сами старые деревенские избы, в которых обустроили различные лавки, на время обрели хозяев. В лавке кукольной ребятишек учили делать тряпичных куколок, к лавке жемчужной устремлялись взрослые, не скрывая восхищения от расшитых жемчугом головных уборов. Такие в ХVIII веке были даже в крестьянских семьях, а вчера всяк желающий мог в них сфотографироваться. Не было отбоя от покупателей и у новгородских ремесленников, разложивших на огромном прилавке свой товар: береста, дерево, кожа, фарфор, глина, бисер — глаза просто разбегались. Но покупали в этот день чаще всего валенки, шерстяные варежки и всевозможные… обереги. Хоть вера в нечистую силу в наши дни и поугасла, но подстраховаться лишний раз не мешает.
Прогуливаясь среди толпы, я случайно подслушала горячий спор подростков. Мальчишки тянули компанию на поляну с играми, а девчонки хотели лишь одного — погадать! Из разговора стало ясно, что гадать они приезжают сюда четвертый год подряд. Сначала они устремились к корзине, в которой сидела рыжая красавица — курица Глафира. Она была заботливо укутана от мороза, и милостиво разрешала желающим узнать судьбу погладить себя по голове и вытащить записочку с предсказанием. Одна из девчонок на моих глазах прочитала что-то такое, чем явно не была довольна. Заглянув ей через плечо, я увидела, что нагадала ей Глаша в скором времени «хомут на шею» — не слишком завидного мужа. А у других губы расплывались в улыбке, так как ждали их и путешествия, и деньги, и удача.
Гадали в этот день на женихов еще одним древним способом — не глядя, вытаскивали по полену из поленницы. Попадется полено гладкое — муж красавчик будет, с толстой корой — некрасивый, а ежели растрескавшееся да в сучьях — будешь жить в бедности с больным и некрасивым.
…До сумерек деревенская улица звенела смехом. Перекричать веселящийся народ было под силу лишь колядовщикам, которые в окружении ряженых с песнями-колядками обходили избы. Было любопытно наблюдать за группой продрогших японских туристов, которые то и дело о чем-то расспрашивали свою переводчицу и без устали щелкали затворами фотокамер. Для них такой праздник — русская экзотика. А для нас — своеобразный сигнал о начале веселых святочных гуляний, с песнями, проказами и гаданием, которые продлятся 12 дней, до самого Крещенья.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир БОГДАНОВ (фото)