Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Игры Чёрного Самайна

{mosimage}Когда приходит время Чёрного Самайна, даже в дамской сумочке должно быть оружие. Когда наступает это время, любое лишнее слово может стоить ни много ни мало — жизни. Когда Чёрный Самайн ходит по улицам родного города, лучше знать, что это такое, чем не знать.

А дело было так:
Вообще, Самайн — это тот же «ноябрь», только по-шотландски. А ещё у кельтов есть праздник под аналогичным названием, начинающийся вечером 31 октября и длящийся три первых дня ноября.

Самайн отмечается как время, посвященное сбору урожая, а также как день почитания мертвых. Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие какие-то запреты. Во время празднования Самайна кельты жгли костры и при помощи оставляемых огнем на костях убитых животных рисунков предсказывали будущее.
Сам собой напрашивается вопрос: но при чём же здесь Новгород?
А Новгород при том, что весь прошлый месяц на его улицах проходила городская ролевая игра «Чёрный Самайн», созданная на основе кельтских мифов, английского фольклора, ирландских саг и популярных аниме. Автор всякой всячины — Глеб Дружинин — главный мастер игры, участник Новгородского клуба ролевых игр, а также студент филфака НовГУ, музыкант-любитель, участник театра огня «Фалькор» и фольклорного ансамбля «Купина».
Разобраться в сути «Чёрного Самайна» в одиночку — дело трудное, поэтому я направилась на одну из игровых встреч: вечером к театру драмы в холод и неуют.


Скоро сказка сказывается...
Игра «Чёрный Самайн» относится к жанру городских игр и отличается большим количеством игроков —
75 человек, причём шесть из них живут в Питере и играют в Интернете через ISQ и сайт «В контакте».
Суть сюжета — противоборство Благого и Не благого эльфийских домов: один хочет жить в мире с людьми, другой, разумеется, нет. Ну а отсюда до открытого «вооружённого конфликта» рукой подать: когда мирное общение заводит героев в тупик, в ход идут не только банальные «гранаты и пистолеты», но и куда более мощные специально «заколдованные пули» или «выкованные мечи», изощрённые «яды».
— Есть в игре несколько персонажей-купцов, которым я выдаю ингредиенты, а они разносят слух о появлении новых товаров. Ещё один тип персонажей умеет варить яды: находят котёл, берут составляющие и с благовониями-песнопениями делают своё дело. Это да и любое другое игровое действие называется «отыгрыш». Он важен для игр, ведь можно и с деревяшками бегать, закутавшись в занавеску, но всё же лучше делать это в нормально сшитом плаще: поэтому чем качественнее отыгрыш, тем интереснее игра, — делится Глеб первыми секретами.
В игровом идеале — каждый персонаж пишется под конкретного человека: для Глеба это не так сложно, находясь в клубе уже восемь лет, он знает около восьмидесяти процентов играющих, ну а новички легко перевоплощаются под созданный мастером образ.
— В начале игры я шла по улицам, вглядываясь в прохожих с надеждой увидеть такой же, как у меня значок. Представляла себе ситуацию, как мы поведём друг друга при встрече, — делится впечатлениями новичок Аня.
Одно из правил игры: если значка на тебе нет, ты не в игре... Так что хочешь  играть, будь добр — носи. Да и вообще, правил в «Самайне» много. Для непосвященных они выглядят подозрительно: загрузка в тебя персонажа, получение игрового паспорта, приготовления различных снадобий,  поиск оружия, обоснование его появления с помощью созданной легенды, заговоры, коалиции, возможность заколдовать или даже умертвить других, «вражеских» персонажей. А кроме того, сборы холодными вечерами на «стрелки», обсуждение последних новостей, споры с мастером и установление новых контактов.
«Вот, не живётся же людям спокойно», — скажете вы. И будете правы. Спокойно играющим и вправду не живётся.
...да не скоро дело делается
Беседуя с Мастером Всех новгородских Тёмных, Светлых, Крылатых, Хвостатых и прочее, то есть с Глебом, за вполне настоящей чашкой кофе после очередной «стрелки» я с любопытством узнала, что на подготовку игры ушло ни много ни мало два месяца, два ватмана, склеенных воедино для вырисовывания схемы сложных взаимоотношений участников, тьма недоспанных часов. Более того, траты личного времени в процессе игры не только не уменьшаются, но и растут, потому что всё должно быть под контролем.
— Если хочешь сделать, а главное,
отыграть игру, то на время её проведения о жизни лучше вообще забыть: все уходит на обдумывание действий персонажей, на усложнение их слишком простой или упрощение слишком сложной жизни. Вот предположим: персонажи решили, что игра должна закончиться в середине месяца, а мастер должен сделать так, чтобы этого не произошло. Конечно, персонажи могут что-то сделать самостоятельно, но они обязательно должны сообщить об этом мне. Тут уж и вправду нужно держать руку на пульсе игры. Я прямо сейчас могу перечислить весь набор вещей, находящихся в игре, сказать, кто есть кто, у кого с кем какие отношения, — с гордостью говорит Глеб. — Когда игра заканчивается: бывает очень жалко, особенно если погибает персонаж, чьей смерти не ждёшь, а случается и наоборот: слава Богу, наконец-то «господина N» вывели из строя. В конце игры я всегда чувствую утрату, как бы патетично это ни звучало, и именно это заставляет меня мастерить ещё и ещё. Бывают нестыковки, неудачи, но это не ослабляет желания продолжать игру.
Легко ли сживаться со своим персонажем? И вообще занимаются ли этим участники — вопрос довольно сложный. Несколько вещей можно сказать наверняка: у всех них есть средства защиты собственного приготовления, каждый нашёл себе партнёра, врагов никому искать не пришлось, глаза у «самайновцев» горят будь здоров!


И всё-таки зачем?
Отвечая на самый главный вопрос «А зачем тебе это?..», Глеб долго улыбался и подбирал слова:
— Есть мнение, что все ролевики — это какие-то моральные уроды, «ботаники», не нашедшие себя в жизни. Мне кажется, это бред. Я знаю ролевиков 60—70 лет, которые зарабатывают на этом серьёзные деньги, у которых в жизни есть всё, но они — играют.
Существует такое понятие, как эскапизм — бегство от реальности. Каждый человек, на мой взгляд, бежит от реальности: в работу, учёбу, алкоголь,  увлечения. Ролевые игры — возможность примерить личину какого-либо персонажа. Причём выбор у тебя величайший: влюблённый трубадур, проказливый гоблин, гламурный эльф. Ролевые игры дают человеку возможность исполнить свою мечту.
Для меня игра — это возможность вести, координировать. Мне это нравится, но в большей степени я делаю сценарии для того, чтобы игроки получили удовольствие. От меня зависит, как интересно персонажам будет жить в рамках созданной мной реальности. К сожалению, большинство людей играют на выигрыш, я — ради самого процесса игры.
Под занавес сообщу ещё одно важное правило, против которого, по-моему, тоже не смогла устоять: ролевые игры вызывают желание присоединиться и попробовать всё на собственном опыте. Так что будьте осторожны или готовьтесь к приключениям!

Мария КЛАПАТНЮК
Алексей БУТУЗОВ (фото)