Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Свежий взгляд

{mosimage}Новый главный режиссёр Новгородской областной филармонии ожидает и готовит перемены

Очередной творческий сезон для Новгородской областной филармонии ознаменовался сразу несколькими важными событиями: наряду со сменой руководства и ремонтом здания
в штат был принят и новый главный режиссёр. О планах работы и о сегодняшней деятельности учреждения культуры корреспондент «НВ» беседует с Виктором МОРИЦЕМ.

— Виктор Яковлевич, насколько известно, на Новгородчину вы приехали издалека. Поэтому хотелось бы, чтобы в начале нашей беседы вы немного о себе рассказали.
— Да, действительно. Родом я из Воркуты. Всю сознательную жизнь провел на Крайнем Севере. По образованию я режиссёр-постановщик. Долгое время работал художественным руководителем воркутинского Дворца творчества детей и молодёжи, затем перешёл в республиканский театр драмы. Последние годы был начальником управления культуры города Воркуты, но творческую деятельность не оставлял и на посту чиновника: был главным режиссёром-постановщиком города.

— Как же вы с Крайнего Севера попали на Северо-Запад?
— Воркута — город относительно небольшой. Сейчас там проживает порядка 160 тысяч человек, и численность населения постоянно сокращается. Уходят и традиции. Местное же руководство, к сожалению, считает сегодня культуру не столь приоритетным направлением. Мысль переехать была давно. Я несколько лет колесил по стране в поисках «моего места»: приглашали в Питер, велись переговоры с Вологдой. Но я не люблю больших и шумных городов. И вот как-то раз мы заехали в Великий Новгород. Это оказался очень красивый, уютный, тёплый, в плане отношения людей, город. Так и остался я здесь.
— Пост главного режиссёра филармонии вы занимаете чуть больше месяца. Тем не менее уже успели не только познакомиться с коллегами, но и поработать с коллективами этого культурного учреждения. Что вы можете сказать о творческом потенциале областной филармонии?
— Это достаточно мобильный коллектив с большими творческими возможностями и потенциалом. Чего им пока не хватает, на мой взгляд, так это новизны и цельности построения концертных программ. Как раз того, что я знаю и чем могу помочь. Здесь замечательный оркестр народных инструментов, прекрасно солирующий чудо-баянист, профессиональный камерный оркестр. Считаю, с ними можно и нужно делать программы. Очень милые камерные коллективы, такие, как «Менестрели», «Домисольки», «Трубадуры». Они много и интересно работают с самыми юными зрителями — дошколятами. И это очень важно, ведь именно в детском саду закладывается база: основа и понимание музыки. И здесь, я считаю, очень удаются театральные формы. Это очень тонкая дидактика — когда дети через знакомые им формы приучаются слушать музыку, живые инструменты, да и смотрится это очень хорошо.
— А как вы оцениваете акустические возможности зала филармонии?
— Если честно, акустически зал сложноват. Ведь здание филармонии неоднократно перестраивалось, особенно после войны, были заложены окна для укрепления здания. Конечно, всё это не могло не сказаться на акустике. Но современный звук, качественная аппаратура и работа звукорежиссёра спасают ситуацию. Материально-техническая база также оставляет желать лучшего. Очень в плохом состоянии репетиционные помещения, да и гримёрки требуют ремонта. Но это проблемы многих учреждений культуры. Так что большие надежды на предстоящий ремонт. Как говорится, мы ждём перемен.
— В чем будет состоять участие областной филармонии в 1150-летнем юбилее Великого Новгорода?
— К юбилею появится большая программа с двумя оркестрами: камерным и оркестром русских народных инструментов имени В.Г. Бабанова. Сейчас мы уже приступили к работе с камерным оркестром, делаем подборку стихов новгородских авторов, подбираем музыку, связанную с символами и именами известных людей города на Волхове: это и Лядов, и Рахманинов, и Аренский. Есть также задумки сделать программу с оркестрами и для школьников старшего возраста, а также студенчества. Скорее всего, это будет поэзия Серебряного века и характерный музыкальный материал. Хотелось бы придать всему некую театральную форму. Как я уже сказал, активно работаем с малыми формами филармонии — разработана новогодняя программа с «Трубадурами», на днях сдали программу «Музыкальный магазин» «Домисолек», ну и, конечно, есть ещё несколько задумок в творческом портфеле.
— Насколько я знаю, в ближайшее время в Новгородской областной филармонии появится новый коллектив. Раскройте карты, расскажите о новичках.
— Пока ничего конкретного сказать не могу. Скажу лишь, что новый коллектив — это аналог ансамблю песни и пляски советских времен. В его составе будут хореографическая группа и группа вокалистов, то есть единый вокально-хореографический коллектив. Кроме того, мы будем продолжать практиковать работу питерских солистов-исполнителей с нашими оркестрами, как и раньше.
— А авторские проекты в наличии имеются?
— Пока нет. Я ведь больше работал с театральными формами, либо был постановщиком очень больших концертных программ, а это всё-таки несколько другое направление. Хотя наверняка что-то появится. Я уже стал сейчас больше читать по этой тематике, чтобы вникнуть в музыкальную структуру, хотя там сложно искать что-то новое. Но, разговаривая с музыкантами, понял, что и они хотят некой театрализации в выступлениях. Это было бы интересно.
— Интересно, а с репертуаром новгородских театров вы уже познакомились?
— Частично. Был, например, на открытии сезона в областном театре драмы имени Ф.М. Достоевского. Я ведь сюда приехал не один. В Великий Новгород прибыл целый «десант» из Воркуты: актёр Павел Рудаков, который как раз работает в театре драмы, а его жена трудится в Центре культуры и досуга НовГУ. К сожалению, пока не видел постановок театра для детей и молодёжи «Малый». Но очень много о нём слышал. А вот с актрисами этого театра в тандеме с камерным ансамблем филармонии «Менестрели» поработать уже пришлось. Чудные девушки.
— И что вы как зритель можете сказать о работе театральных коллег?
— Я как зритель вообще ничего смотреть не могу. Специфика работы. Всегда как режиссёр, и отвлечься от этого очень сложно. Даже присутствуя на концертах, я ловлю себя на мысли, что не так поставлены стулья, свет не так выставлен, интонация не та...

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)