Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Школьные нагрузки и здоровье

По данным Министерства здравоохранения, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией  возросло в 1,5 раза.
Наиболее значительное увеличение частоты патологических состояний отмечается в возрастные периоды 7, 10 и 12—17 лет,
то есть в критические периоды, характеризующиеся наиболее интенсивной перестройкой систем организма и снижением его адаптивных возможностей.
За период обучения в школе у детей в пять раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в четыре — психоневрологических отклонений, в три — патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО и Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет: в начальной школе в среднем 6,2—6,7 часа в день, в основной школе 7,2—8,3 часа в день и в средней школе 8,6—9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9—10 часов в начальной, 10—12 — в основной и 13—15 часов в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха.
Симптомы переутомления — такие, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, родители и педагоги часто принимают за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам создает «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.
Школьники всех младших классов недосыпают 1,5—2 часа в 80—90% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15—30 минут. Какое-то время ребенок может выдержать и такую напряженную жизнь, а потом чем-то жертвует — или школой («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается»), или здоровьем.
Ваш ребенок не хочет делать уроки, бросает тетради или просто засыпает за рабочим столом? Это явные признаки переутомления. Прислушайтесь к советам новгородского врача-педиатра Татьяны СОЛОВЬЕВОЙ:
— Ни в коем случае не ругайте ребенка. Пусть он немного отдохнет, поспит, а потом вы спокойно поможете ему сделать уроки. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4—6 недель для первоклассников (3—4 недели для учащихся начальной школы, 2—3 для старшеклассников), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
Некоторые родители отправляют своего ребенка на каникулы в лагерь и не задумываются, что школьник провел в детском коллективе целую четверть. Ему просто необходимо отдохнуть от общения, побыть дома хотя бы денек.
Старшеклассникам, особенно выпускникам, важно правильно распределить нагрузку дополнительных занятий, расставить приоритеты, выбрав только необходимые предметы. Подумайте, стоит ли из-за пятерок в аттестате терять здоровье.
Родителям при выборе школы и образовательной программы следует учитывать особенности своего чада — психоэмоциональное и физическое состояние, возможности детского организма.