Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Течёт река Волхов...

«Осколок империи», № 64 (18.10.2008)
Конечно же, очень интересно узнавать что-то новое о своём городе, его истории. Но в этом смысле ваш материал об одном из новгородских мостов не вызвал у меня ничего, кроме сожаления.
 Любопытно разве что фото с панорамой стройки. Видно, чтобы сделать интересный материал, сообщить читателю что-то новое, ранее ему неизвестное, мало выслушать уважаемого человека, каким, безусловно, является Л.В. Ефанова. Слишком уж несовершенна человеческая память! Важнее провести собственное расследование, покопаться в архивах, зацепиться за что-то и только тогда попросить комментариев от очевидца...
Фактически любое здание или сооружение несёт определённые черты своей эпохи, можно сказать, является её символом, будь это «хрущёвская» пятиэтажка или здание драмтеатра. В этом смысле не является исключением и наш, довольно заурядный в архитектурном отношении мост, несущий исключительно функциональную нагрузку. Напротив, мне кажется, что его простота и даже бедность — и свидетельство, и следствие крайней нужды и ограничений в средствах страны, ещё лежащей в руинах после войны. Думаю, что проектирование моста было начато в 1945—1946 годах, а строительство — в 1947—1948 годах. А строился он очень медленно. На этот счёт у известных в ту пору юмористов Тарапуньки и Штепселя даже была реприза, из которой слушатель узнавал, что самая широкая река в Европе — это Волхов, поскольку мост через неё строится уже шесть лет. В ту пору по всей стране надо было отстраивать тысячи подобных мостов.
...Известно, что единственный мост в довоенном Новгороде располагался на месте нынешнего пешеходного и был разрушен во время боевых действий. Остатки его ферм потом ещё много лет лежали в воде. Соответственно, весь транспорт до войны проходил через кремль. Интересно было бы знать, не рассматривалась ли тогда, в 40-х годах, возможность восстановления того моста или сооружения нового на его месте? И что было бы, если бы старый мост во время войны сохранился? Как бы воспринимался сейчас транспортный поток, идущий через кремль?
Второе, к вопросу о значении моста. Я бы не стал видеть в его строительстве только заботу о развитии Новгорода. В то время через Волхов от Ильменя до Волховстроя вообще не было мостов. А главная шоссейная дорога страны Ленинград — Москва проходит именно через Новгород. Пока коммуникации между нашими столицами были разорваны войной, эта магистраль не была очень востребована. Но долго так продолжаться не могло — власти взялись за восстановление, а точнее, за реконструкцию дороги. На неё были брошены военные строители. Старые новгородцы и сейчас вспоминают «дивизию чернопогонников», от которой было немало беспокойств. Тогда впервые на всём протяжении дороги было уложено бетонное основание с температурными швами, которое не сразу было покрыто асфальтом. Некоторое время ездили прямо по бетонке. Легко догадаться, что автомагистраль без надёжных мостов никаких проблем не решает. Вероятнее всего, строительство моста было неотъемлемой частью реконструкции автодороги.
...Деревянный мост через Волхов существовал уже в мае 1944 года, когда война ещё не кончилась. Я ходил по нему собственными ногами, за более раннее время не ручаюсь. Полагаю, что он был построен саперами ещё в марте, как временный. ...Не исключаю, что при штурме города понтонные мосты и наводились, но вряд ли они оставались надолго. Была зима, Волхов и озеро схвачены льдом — откуда могли взяться какие-то баржи, настилы для пешеходов, а главное, сами пешеходы. Есть сведения, что уже в апреле по Волхову прошёл первый наш пароход-разведчик, никакие мосты ему не мешали. Скорее всего, понтонный мост, фигурирующий в рассказах многих ветеранов, относится к зиме 1951—1952 годов. Тогда деревянный мост был закрыт на ремонт, и наведён понтонный в районе... улицы Большевиков. Но он просуществовал только одну зиму...
Игорь Виссарионович КУЗЬМИН