Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Защищая интеллект

{mosimage}В адрес НовГУ пришли сразу три патента на изобретения. А к концу года копилка новгородских учёных мужей должна пополниться ещё несколькими охранными грамотами.

Лидерами в интеллектуальной сфере  по сложившейся традиции являются инженеры и врачи. Среди последних новаций — изобретение, предназначенное для предотвращения развития боли при оперативных вмешательствах на органах груди, разработанное авторским коллективом под руководством профессора ИМО Рушана Сулиманова. Стоит заметить, что медицинские изобретения регистрируются только лишь после практического применения.
Одно из запатентованных медицинских изобретений было сделано под руководством ректора НовГУ, профессора Виктора Вебера. «Способ диагностики ранней постинфарктной стенокардии у больных острым инфарктом миокарда» — совместная разработка новгородских врачей с казахстанскими коллегами. В исследовании приняли участие около 100 больных, перенесших обширный инфаркт миокарда. В Семипалатинской медицинской государственной академии, на базе которой и проходили исследования, работают ученики Виктора Вебера, и это уже третий совместный патент.

— Врачи понимают, если человек выживает после инфаркта, это ещё ничего не означает, — комментирует профессор Вебер, — ведь часто инфаркт осложняется постинфарктной стенокардией. И очень важно спрогнозировать возможность ее развития, чтобы проводить более интенсивное лечение.
Новгородские и казахские ученые
доказали, что превышение определенного порога уровня нитрита в крови почти
в 100% случаев указывает на развитие стенокардии. Эта методика уже активно
используется в Семипалатинске, и,
по мнению Виктора Вебера, её, как инструкцию к действию врачей «Скорой помощи» и больниц, можно внедрить
и в кардиологические отделения Великого Новгорода.
Особых затрат здесь не потребуется. Чего не скажешь об изобретениях коллег-инженеров. Авторский коллектив под руководством профессора Политехнического института Михаила Хусаинова получил патент на изобретение, использующее свойства материалов с так называемой «памятью формы». Оно может применяться в радиотехнике, приборостроении, различного рода реле и регуляторах, в особенности, когда нужно поддержать температуру на заданном уровне.
Однако с внедрением в производство здесь большие проблемы. Как правило, на предприятиях хотят видеть не сам патент, а установку в работе. На создание опытных промышленных образцов у университета денег нет. Вот и получается, что зачастую патенты новгородских Кулибиных просто хранятся в ящиках письменного стола. К тому же, патент российского образца действителен только на территории России, а международный документ стоит несколько тысяч евро. Хотя есть и исключения. Одно из последних изобретений, патент на которое Хусаинов должен получить до конца нынешнего года, уже вызвал интерес у москвичей. Именно они будут патентодержателями, и, возможно, процесс сдвинется с мёртвой точки.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)