Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Алиментарный обман

В России 10 миллионов родителей уклоняются от содержания детей. Сумма родительского долга превысила миллиард рублей
Недавно боровичские судебные приставы задержали должников, скрывающихся от уплаты алиментов, в больнице. От приставов родители-должники прятались. Дверь квартиры не открывали. Вот и пришлось устроить засаду в лечебном учреждении, когда приставам стало известно, что там проходил амбулаторное лечение Петров.
Вместе с женой он лишен родительских прав. О необходимости материально содержать детей оба напрочь забыли. Невыполненные обязательства перед детьми уже превысили сумму 200 тысяч рублей. Сейчас на потерявшихся родителей оформляют материал для привлечения их к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ за злостное уклонение от содержания детей.

Дела текущие
В текущем году в службе судебных приставов области на исполнении находилось 12 883 исполнительных документа по взысканию алиментов на содержание детей. Лишь каждый сотый(!) родитель после возбуждения исполнительного производства в срок, предоставленный для добровольного исполнения, оплатил задолженность. Место работы еще 3280 родителей было установлено приставами. Исполнительные листы для удержания с них долга направлены в бухгалтерии организаций и предприятий. На контроле у приставов осталось более семи тысяч документов о взыскании алиментов. В подавляющем большинстве это родители, которые либо не платят вовсе, либо отделываются разовыми выплатами по 300—500 рублей.
Более 300 человек объявлены в розыск. Тех, кто живет в том же городе, где прописан, даже если и скитается по адресам, рано или поздно приставы вычислят. Но искать граждан, выехавших на заработки в Санкт-Петербург или Москву, где они чаще всего живут без регистрации, — то же самое, что иголку в стоге сена.
В апреле этого года на сайте УФССП в сети Интернет были опубликованы фамилии алиментщиков, находящихся в розыске уже длительное время. За полгода, что список выставлен на всеобщее обозрение, он сократился  лишь на две фамилии.

Хочу в тюрьму
С 1 февраля дознание по делам о злостном уклонении от выплаты алиментов передано в юрисдикцию службы судебных приставов. За девять месяцев в отношении неплательщиков приставами возбуждено 254 уголовных дела. Однако, по свидетельству приставов, даже под страхом уголовного наказания отношение родителей к содержанию детей практически не меняется. Алиментщики как до суда не платили, так и после отбытия наказания, как правило, алименты не платят. Тот же гражданин Петров, которого «отловили» в больнице, уже дважды был судим по «алиментной» статье, что никак не повлияло на сокращение размера его родительского долга.
— Последний раз, — рассказывает Ирина Борисенко, начальник отдела судебных приставов, старший судебный пристав Боровичского района, — он был приговорен к исправительным работам. Однако наказание не отбывает, и сотрудники уголовно-исполнительной инспекции готовят ходатайство о замене этой меры наказания на более строгую.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает для злостных алиментщиков наказание в виде обязательных работ на срок от 120 до 180 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Семьям алиментщиков, честно сказать, от этих наказаний ни жарко ни холодно. Отбывая обязательные работы, человек не получает вообще ни копейки, трудится на благо государства бесплатно.
С исполнением наказания в виде исправительных работ, как считает начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН по Новгородской области Светлана Корнеева, вообще «одна головная боль…».
— В ряде районов нет учреждений, где бы осужденные смогли отбыть наказание, — подчеркнула она. — Кроме того, суды назначают их неработающим гражданам, которые и не хотят работать. Алиментщик и становится злостным алиментщиком потому, что вообще не хочет трудиться.
А дальше развитие событий — как в известном фильме «Хочу в тюрьму». В Чудовском районе из 13 человек, кому заменено наказание, 11 были осуждены; в Пестове — соответственно 12 и 9. Вместо года, например, исправработ максимум, что горе-родитель получает в наказание, — три месяца отдыха в следственном изоляторе или колонии-поселении.
Как рассказала старший инспектор отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН по  Новгородской области Светлана Семенова, в этом году по их учетам прошел 431 человек, осужденный по статье 157 УК РФ. Из них к обязательным работам были приговорены 115 человек, исправительным 283.  

Рассчитаться правами за обязанности
В начале этого года, объявленного Годом семьи, руководство ряда областей признало, что дети в неполных семьях брошены на выживание. Мэрия Москвы, например, заговорила о необходимости создания в стране алиментарного фонда, из которого неполные семьи могли бы получать алименты, пока государство разбирается с неплательщиком.  
Еще дальше пошли Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Дума Ямало-Ненецкого автономного округа, которые предложили установить фиксированную сумму алиментов на содержание  детей в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе. В апреле комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей эти законопроекты были рассмотрены и направлены на доработку.
С инициативами выступила и Федеральная служба судебных приставов, предложив по примеру европейских стран изымать у неплательщиков алиментов водительские права. Если предложение будет законодательно оформлено, под новацию попадут те отцы, которые, имея неофициальные доходы, отказывают детям в материальной поддержке.
Другой сюрприз ожидает тех, кто нигде не работает, а на ежедневные возлияния средства находит. ФССП предлагает ужесточить наказание по статье 157 УК РФ, ввести в качестве максимальной санкции по ней лишение свободы до одного года.
Некоторые, более ранние инициативы ФССП, уже применяются в борьбе с алиментщиками. В отношении должников действуют ограничение выезда за рубеж и связанный с этим запрет выдачи заграничного паспорта. Кроме того, судебные приставы пытаются и трудо-
устроить алиментщиков или хотя бы зарегистрировать на бирже как безработных, чтобы с пособия удерживать положенные детям алименты. Должники вправе отказаться от такой «заботы», но тогда этот факт может быть рассмотрен судом как намерение уклониться от работы и погашения долга.
Однако надо признать: пока в обществе не будет воспитано негативное отношение к лицам, уклоняющимся от содержания своих детей, алиментарная проблема разрешится вряд ли. Без вины виноватые дети будут заложниками взрослых разборок до тех пор, пока отказ родителя от содержания ребенка не станет позором в глазах знакомых, родных, коллег, соседей, всех нас в целом.
 
Валентина ИВКИНА,
специально
для «Новгородских ведомостей»