Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Не укради

{mosimage}От внимания охраны в магазинах не избавлен никто — даже сами продавцы

Магазинные кражи — явление интернациональное. Специалисты подсчитали, что в мире каждые пять секунд совершается одна кража в розничной торговле. Пальму первенства по склонности к воровству среди жителей держит Германия — каждый 133-й житель этой страны «подворовывает» в магазинах. В США в магазинных кражах участвует каждый 201-й, а в Австрии — каждый 361-й житель страны. Данных по России нет, однако то, что воровство со стороны покупателей является серьезной проблемой любого магазина, — факт, не подлежащий сомнению.

Грузите апельсины бочками
Несмотря на изобилие продовольственных магазинов и актуальность темы воровства в них, найти специалиста, готового рассказать об этой проблеме, оказалось неожиданно сложно. В пресс-службе «Ленты», владеющей в Великом Новгороде одноименным гипермаркетом, прямо заявили, что не могут комментировать эту тему, «Пятёрочка» ответила на вопросы молчанием, хотя рассказать наверняка было что — одна только фотостенгазета у входа в торговый зал магазина на улице Фёдоровский Ручей «Они позорят наш город» чего стоила. В других магазинах просто отказались от бесед: «Нам такая реклама не нужна». Видимо, воровство и жгучий стыд, даже если не мы виновны, живут в нас где-то рядом. Вспомним «голубого воришку» Сашхена из «12 стульев».
Лишь в одном, впрочем, достаточно популярном и крупном новгородском продовольственном магазине на Торговой стороне с корреспондентом «НВ» согласились пообщаться, на условиях анонимности. Маленький кабинет директора, молодой и красивой женщины, располагался напротив ряда подсобок. За дверью грузчики таскали ящики с фруктами, которые потом увозили на тележках в торговый зал девушки-продавщицы. В самом зале между рядами с консервами и крупами патрулировали вверенную территорию охранники, внимательно рассматривавшие каждого покупателя невзирая на его возраст, пол и внешний вид.
— Есть два способа сохранить от воров товар на прилавках, — начинает раскрывать профессиональные секреты директор магазина. — Либо обязать самих продавцов следить за каждым движением покупателя, либо нанять охранников, которые возьмут это на себя. Мы выбрали второй путь, чтобы не отвлекать продавцов от их прямых обязанностей и чтобы не обижать покупателей, которые должны в продавце видеть консультанта и помощника, а не надзирателя.
Сама же охрана четко усвоила инструктаж менеджера — портить впечатление у клиента от похода за покупками будет себе дороже. Поэтому даже те, кто тайком положил к себе в карман шоколадку или бутылку пива, отделываются здесь предупредительным: «Вы забыли оплатить!». Впрочем, проверять на себе вежливость охранника не стоит — в каждом магазине стиль общения с магазинными ворами неповторим. И в данном магазине на кассах есть тревожные кнопки и заключен соответствующий договор с охранной фирмой. Более того, директор этого магазина собирается вложить деньги в систему видеонаблюдения — несмотря на ее дороговизну она себя окупит. А вот к рамам-пищалкам, реагирующим на магнитные индикаторы, здесь относятся скептически, считая, что они себя не оправдывают.
Размер же убытков от магазинных воров можно оценить в среднем такой цифрой: 25% от всего объема недостач, которые в среднем не должны превышать 2—3% от всей выручки магазина.

Ассортимент наркомана
Что же крадут в проводольственном магазине? Самые популярные продукты: сыры и колбасные изделия. Если же говорить о социальном портрете магазинного вора, то это очень разные люди — от респектабельных отцов семейства до бомжей. Писать об этом неприятно, но часто «забывают» оплатить покупку пожилые люди. Настоящий же бич торговли — наркоманы и дети. И если последних понять и простить с их жевательной резинкой, чупа-чупсами и выпитой прямо в торговом зале кока-колой можно, то с первыми приходится вступать в активное противостояние. Директор магазина рассказала о том, что сама участвовала в погоне за наркоманом, убегавшим от нее с бутылкой элитного коньяка стоимостью в пять тысяч рублей по сугробам по колено в снегу. Погоня завершилась счастливо — вора задержали сотрудники милиции. Наркоманы целенаправленно крадут дорогие товары, как, например, алкоголь и кофе, с целью сбыта в другие продовольственные магазины. Бывали в практике моей собеседницы и просто скандальные истории, когда по цепочке «вор/покупатель краденого» один новгородский магазин выходил на другой.
К слову, охрана в магазине обязана контролировать честность и самих продавцов, ведь у них есть куда больше возможностей поживиться товаром. И даже сама директор, по ее словам, не освобождена от внимания охраны, ведь, как она сказала без обиняков, «если рыба начинает гнить, то с головы».

Нехорошее поведение
Магазинное воровство зачастую принимает довольно причудливые формы.
Любопытно, порой новгородцы крадут не только продукты и вещи, которые находятся в торговом зале, но и то, что лежит вне его. Так, за три первых месяца работы лишился 50(!) ручных корзин один из магазинов сети «Пятёрочка». Он расположен на выезде из города, а потому расторопные покупатели, отправляясь на дачи и пикники, предпочитали не разгружать пластиковую тару, а уносить товары прямо в корзинках.
Или вот еще один случай. По словам одного из сотрудников магазина «Эксперт» в областном центре на улице Кочетова, их торговый комплекс едва избежал ущерба от преступного посягательства магазинного вора. Казалось бы, что можно украсть в магазине, где в основном продается относительно крупногабаритная бытовая техника? Ан нет, видимо, полагаясь на свои телепатические способности или на везение, один молодой человек просто взял DVD-проигрыватель с полки в торговом зале и пошел с ним в руках к выходу. Задержать его и отобрать присвоенное удалось лишь в дверях.