Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Время поста

{mosimage}Новгородскую таможню лишат статуса

Соответствующее предложение Северо-Западное таможенное управление направило в Федеральную таможенную службу. Новгородские компании-экспортеры (импортеры) считают, эта инициатива нанесет внешнеэкономической деятельности региона значительный ущерб.

Причину реорганизации таможни в «пост первой категории» назвал «НВ» Михаил Прокофьев, начальник СЗТУ: «У Новгородской таможни наиболее низкие показатели интенсивности работы. На одного сотрудника здесь приходится 3—5 оформленных деклараций, тогда как на других пунктах региона — по 50—70. За счет сокращения сотрудников Новгородской таможни будут открыты новые рабочие места на других, более загруженных пропускных пунктах Северо-Запада». Как признался г-н Прокофьев, его ведомство достигло предельной численности — 12,5 тысячи человек, и других способов повысить эффективность  работы он не видит.
Новгородская таможня была образована 17 лет назад. Сегодня в ее состав входят посты в Великом Новгороде, Чудове, Боровичах, Старой Руссе и Пестове. Их почти все предполагается переименовать в  отделы таможенного оформления и контроля. Из 250 сотрудников останутся работать меньше половины. При этом число инспекторов, непосредственно оформляющих грузы, сократится с 22 до 15.
По официальным данным, представленным Новгородской таможней, с начала года сборы только в федеральный бюджет выросли на 60% и достигли почти 4 млрд. рублей. Как пояснил Юрий Григорьев, начальник Новгородской таможни, при преобразовании полноценной таможни в пост первой категории теряется свыше 50% полномочий. Это означает, что львиную долю особо сложных в оформлении деклараций новгородским компаниям, которые составляют 90% клиентов местной таможни, придется проходить в северной столице.
Новгородские предприятия, чья деятельность непосредственно связана с транспортировкой грузов через границу, считают идею реорганизации таможни губительной для бизнеса. Сегодня 160 новгородских предприятий ввозят материалы и оборудование из-за рубежа, еще 150 экспортируют свою продукцию. Практически все участники ВЭД считают идею реорганизации таможни «слишком поспешной». По предварительным подсчетам 10 крупнейших местных компаний-импортеров и экспортеров («Акрон», «Дирол-Кэдбери», «НБИ Транспорт-Сервис», «Квант» и др.), убытки от переноса части функций Новгородской таможни в Петербург составят сотни миллионов рублей. Неужели Новгородская область станет единственным российским регионом, не имеющим собственной таможни?
— Я категорически против такой реорганизации, — комментирует Борис Каплун, генеральный директор ООО «Амкор Ренч Новгород», фабрики по производству картонной упаковки. — Мы ежемесячно получаем 260 грузовиков с сырьем. Предлагаемые меры обязательно приведут к удлинению сроков таможенной очистки. Если мы увеличим простой только  на одни сутки, то компании придется платить штрафы в 780 тысяч евро в год. К этому нужно добавить расходы — 100 тысяч евро в год — за хранение груза на таможенных складах, командировочные расходы на получение разрешительных документов в Петербурге… Получим примерно миллион евро, который наша компания потеряет, а следовательно, не получат налоги и бюджеты разных уровней.
Ухудшение положения бизнеса не входит в планы новгородских властей. «Нас очень беспокоит создавшееся положение, — говорит вице-губернатор Александр Габитов. — Возможно, вопрос разрешится за счет делегирования части функций полноценной таможни посту первой категории. Кроме того, мы практически договорились о сохранении поста в Пестове, где оформляется самый большой экспортный поток».
Стоит учесть и перспективу развития области: инвестиционная привлекательность региона может сильно пострадать, если окажется, что оборудование для нового производства придется растаможивать за 300 км от места дислокации. К тому же строится аэропорт, где тоже когда-то придется вводить таможенный контроль. И наконец, идея о строительстве перевалочных логистических складов вокруг Великого Новгорода, недавно озвученная министром транспорта РФ Игорем Левитиным, может быть не поддержана перевозчиками именно из-за отсутствия таможни.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА