Пятница, 19 июля 2024

Редакция

На старинном тракте

{mosimage}Историки до сих пор не могут вычислить точную дату возникновения древнего чудовского села Оскуй

Все склоняются к тому, что славянское поселение появилось здесь около тысячи лет назад, и именно через него в средние века пролегал сухопутный путь из Великого Новгорода на Тихвин и дальше на Северо-Запад. Издавна славилось это село своими борами, сосны из которых шли на фундаменты домов при строительстве Санкт-Петербурга, а также интересными людьми, которые держали здесь поместья и водили дружбу с Державиным и Аракчеевым. А ещё Оскуй всегда называли самым певучим селом в округе.

Потомки ушкуйников
Из 500 жителей села, которое входит в Грузинское сельское поселение, более половины — пенсионеры. С двумя из них, бывшим парторгом совхоза Сергеем Сташковым и бывшим врачом Леонидом Самойловым, у меня и состоялся разговор о том, откуда, собственно, появилось такое название — Оскуй. Пенсионеры-краеведы рассказали, что существуют, по крайней мере, три версии. По первой из них, которой придерживаются местный директор школы и некоторые новгородские историки, все произошло от «ушкуйников», живших здесь. Вторая версия: название села пошло от слова «оси», которые ковали здесь для телег, на которых вывозили по тракту лес для строительства Новгорода и Санкт-Петербурга. И еще один вариант: от слова «ошкурники», так как доподлинно известно, что именно здесь располагались некогда огромные склады для осиновых бревен, которые ошкуривали, а затем морили, чтобы использовать для фундаментов зданий.
Лично я вычитала в сборнике «Сто новгородских сел», что «ушкуями» назывались речные лодки с веслами и именно здесь изготавливали эти суда для новгородских отрядов ушкуйников. Так это или нет — судить историкам. Со стародавних времен в Оскуе сохранилось немало. Местные краеведы показали мне остатки старинных кирпичных домов на противоположном местной администрации берегу реки, развалины некогда красивой церкви и белоснежный памятник, установленный на могиле бывшего жителя Оскуя Сергея Любищева. Кем он был и за что удостоился такой чести, здесь знает почти каждый.


Странный человек
Любищева, у которого в XIX веке на берегу реки Оскуя было свое поместье, называют в этих краях странным человеком. В райцентре Чудово даже собираются открыть музей под таким названием. Но эпитет «странный» употребляют по отношению к нему с неизменным уважением, так как это была необычайно разносторонняя личность: меценат и биолог, историк и этнограф. А еще — общественный деятель, писавший статьи в «Санкт-Петербургские ведомости».
Мне рассказали, что после победы над Наполеоном в 1812 году именно по протекции Любищева, Державина и Аракчеева было решено в селе возвести церковь. Несколько лет по Волхову баржами возили кирпич, и через десять лет задумка осуществилась. Даже сейчас по остаткам стен можно понять, какое это было красивое здание. Однако и речи нет о том, чтобы его восстановить — слишком дорого. Специалист местной администрации Татьяна Кондратьева рассказала, что решено построить новую церковь, правда, на другом месте.
Рядом с развалинами церкви красуется белоснежный монумент. Когда-то именно здесь были могилы как самого Сергея Любищева, так и членов его семьи. Местные жители рассказали, что ранее на этом месте находились три саркофага: медный, латунный и деревянный. В советское время в церкви устроили мастерские, а могилу бульдозером сровняли с землей. Благодаря местным краеведам памятник сегодня удалось восстановить, для чего его фрагменты разыскивались по всему Оскую и даже вытаскивались из фундаментов построек. Зато теперь всякий, кто приезжает в это селение, расположенное почти на границе с Ленинградской областью, может полюбоваться красивым монументом и услышать историю о человеке, так любившем здешние места.


Три беды древнего села
История историей, но хотелось побольше узнать и о современной жизни Оскуя. Признаюсь сразу: то, что удалось услышать как в администрации Грузинского сельского поселения, так и в самом селе, большого оптимизма не вызвало. Практически любой рассказ невольно переходил на проблемы.
С одной из проблем мы столкнулись, преодолев первые километры пути из Грузина к месту назначения. 22 километра дороги настолько плохи, что машина ползла с черепашьей скоростью, лишь местами разгоняясь на свежих асфальтовых заплатках. Как оказалось, в это утро жители Оскуя, многие из которых ввиду отсутствия рабочих мест рядом ежедневно вынуждены ездить на службу в другие населенные пункты, остались дома: рейсовый автобус так и не пришел. Такое случается достаточно часто из-за плохой дороги и разваливающегося автотранспорта, который не успевают ремонтировать. А это значит, что до своих рабочих мест не смогли добраться бухгалтер, продавец, работник клуба, пропустили занятия два старшеклассника.
Как объяснила глава Грузинского сельского поселения Светлана Цветкова, реконструкция дороги намечена на 2010 год, а пока что на ремонт нет денег. И добавила: «Спасибо чудовским и боровичским дорожникам, которые ежегодно латают дыры. Иначе не только дальние деревни, до которых вообще никаких дорог нет, но и село Оскуй оказалось бы полностью отрезанным от мира».
Как уже сказано, вторая беда — отсутствие в селе работы. Местное СПК «Муратово» имеет лишь одну небольшую ферму да сажает немного картофеля. Возделывать больше хозяйство, образованное на остатках бывшего совхоза, не в состоянии. Кроме этого, есть в Оскуе «Водоканал», обслуживающий восемь двухэтажных жилых домов, ФАП, школа, два магазина. В школе с 1 сентября сократили два старших класса. Три ученика предпочли поступить в ПТУ и лишь два согласились ездить в школу в Грузино на рейсовом автобусе. А как это получается, мы уже рассказали. Сейчас речь идет и о дальнейшей реорганизации школы, где в ближайшее время намерены оставить лишь начальные классы. В местной администрации хоть и понимают, что в таком решении есть резон, но уверены: закрытие и больницы, и школы лишь усугубит положение некогда богатого села.
Единственное приятное событие последнего времени в плане экономики — открытие в селе частной лесопилки, что прибавило несколько рабочих мест.
О третьей беде села Оскуй, с которой, впрочем, в 2008 году столкнулись и другие районы Новгородской области, хочется рассказать особо.


Жизнь без лекарств
Парадоксально, но факт: несмотря на то, что большинство жителей села — пенсионеры, вот уже более полугода они обходятся практически без лекарств. И дело вовсе не в борьбе за образ жизни без таблеток.
Раньше все было просто: до 2007 года набор самых необходимых лекарств можно было купить в аптеке при местной участковой больнице, в которой работали два десятка медицинских работников. Потом больницу закрыли и в ее помещении открыли ФАП, в котором оказывается лишь экстренная помощь. Какая? Нетрудно представить, если учесть, что на все лекарства, включая перевязочные материалы, шприцы и хлорку, на квартал выделяется… 3,5 тысячи рублей. Есть еще старенький, разваливающийся «уазик», на котором медики добираются к тяжелобольным. И вот со всем этим багажом ФАП продолжает обслуживать село Оскуй и еще 21 деревню. «Скорая помощь» по вызову приезжает из Чудова, преодолевая по разбитой дороге 35 километров до села. А есть деревни, до которых добираться еще сложнее — по проселочным дорогам, а то и вовсе пешком. До некоторых деревень сельсовета можно доехать через Ленинградскую область, до других — перебравшись зимой через речку по льду, летом — на лодке. Поэтому и раньше местное население обращалось к врачам лишь в случае острой необходимости, запасаясь лекарствами на все случаи жизни. Но теперь, когда аптеку при больнице закрыли, даже за обыкновенной зеленкой и аспирином приходится ехать в Чудово.
Мы побывали в местном ФАПе, попав на прием к фельдшеру Юлии Малиновой. И вот что она рассказала:
— Вот скоро грипповать все начнут, а чем мы помочь сможем? Разово укол от высокой температуры сделаем? И как больные люди поедут в Чудово за лекарствами? А дело все в том, что за последние годы появилось несколько указов правительства о лицензировании аптечной деятельности. То есть теперь продавать лекарства может врач-провизор со средним и высшим специальным образованием. Вот и получается, что фельдшер эти лекарства выписать может, но продать — нет. Аптеки, от которых работали на селе аптечные пункты, должны были их пролицензировать. Но кому это надо? Легче закрыть. Куда только мы не обращались — бесполезно. Вот посмотрите: наши жители даже президенту письмо писали — нужны лекарства, помогите! Ответы пришли из Чудовской районной больницы и из комитета по охране здоровья населения области. Их смысл одинаков: перечислены законы, из-за которых были закрыты аптечные пункты. В Ленинградской области выход из такого положения нашли: организовали выездную торговлю лекарствами при помощи автолавок два раза в неделю. А у нас — тишина. Скоро совсем некого лечить будет, население села постоянно сокращается.
Я уезжала по той же разбитой дороге. И поймала себя на мысли: в некогда певучем селе так и не смогла услышать ни одной песни.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора