Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Дорогу осилит едущий

{mosimage}Новгородский строитель Сергей Симоненко в свободное от работы время совмещает любовь к истории и спорту. На основе своих библиотечных изысканий о монастырях он разработал маршрут велосипедной экскурсии вокруг Великого Новгорода длиной в 72 км.

О пользе ремонта
На вопрос, откуда у сугубо технического человека пристрастие к гуманитарным исследованиям, директор компании «Новгородгражданстрой» отшучивается: «Так мы же областную библиотеку ремонтируем!».

По словам Сергея Симоненко, спортивно-велосипедное прошлое не дает ему расслабиться. Приехав 30 лет назад по распределению в Новгородскую область из южного Ростова-на-Дону, он полюбил древний город раз и навсегда. А потому, часто выезжая на велосипеде в окрестности Великого Новгорода, решил задействовать не только грубую физическую силу, но и интеллект.
— Я много ездил в близлежащие монастыри — Клопский, Юрьевский, Вяжищенский, потом сидел в библиотеках и изучал их историю, — рассказывает Сергей Ильич. — Так пришла простая и одновременно гениальная идея организовать велосипедные экскурсии внутри города и вокруг него, создать единый туристический маршрут по окрестным святыням.
Вот отрывок из статьи, написанной Сергеем Симоненко:
«…На территории Перынского скита сохранилось здание бывшей столовой турбазы. Из этого здания, если хорошо подумать и поработать, могла бы выйти неплохая гостиница для паломников. Да, мы почему-то стесняемся этого слова, а Великий Новгород благодаря обилию прекрасно сохранившихся монастырей вокруг города, церквей в городе, православной культуре, Софийскому собору — поистине бесценному сокровищу архитектуры, живописи, оплоту веры, старинных икон, мог бы стать и центром паломничества по святым местам. От этого город стал бы ещё привлекательнее. До 1764 года, когда на месте скита был православный монастырь, женщинам вход на территорию был запрещён, кроме 8 сентября, в день рождества Богородицы…».


Легенды и мифы
Опытные экскурсоводы говорят, что любой маршрут должен быть овеян легендой, чтобы по-настоящему увлечь туриста. И запоминаются-то, честно говоря, в наших путешествиях загадки и возможность прикоснуться к чему-то волшебному. В длинном маршруте Симоненко упоминаются многие известные случаи чудес. Цитирую: «…Если мы продолжим движение по московской дороге после Волотово, то через  шесть километров попадём в деревню Савино, где когда-то был процветающий Савво-Вишерский монастырь XV века. Основан новгородским святым Саввой Вишерским в 1417 году. Он был из рода бояр Бороздиных (г. Калин). Однажды медведь съел лошадей, принадлежащих монастырю, был пойман Саввой и приведён на суд посаднику. Посадник присудил медведю работать вместо лошадей, что он и делал.
Для ухода от  людской славы и суеты Савва уединялся на столп, который он сам соорудил. Спускался со столпа  раз в неделю, в субботу, а всё остальное время проводил там, стоя в молитве. Разбойники, прослышав о подвижнике и зная, что к нему ходит много людей, решили его ограбить, так как, по их мнению, все люди что-нибудь Савве давали.  Савва в это время собирал очередную келью. Его приняли за плотника и начали расспрашивать о богатстве Саввы. Савва просил их помочь поднять бревно наверх. Разбойникам не хватило сил. Тогда Савва забросил бревно наверх и признался, что он Савва и есть. Устрашённые разбойники поспешили прочь.
Савва преставился на 96-м году жизни, был причислен к лику святых. При  молитвенном обращении к нему происходили многие чудеса и  исцеления. Ныне бронзовая рака с его мощами и икона Саввы Вишерского  находятся в Покровской церкви Зверина монастыря...
В 70-х годах XX века «Ленфильм» на территории Савво-Вишерского монастыря снимал фильм о зверствах фашистов, и так как, по заключению «специалистов», «монастырь не представлял историко-художественной ценности», все строения монастыря разрушили.  Храм Вознесения уцелел после взрыва, и тогда его решили разрушить бульдозером. Церковь упала на бульдозер, но тракторист спасся».
— Если мой текст  доработать, то он может иметь прикладное значение, — продолжает Сергей Ильич. — Отдать готов бесплатно. А можно сделать путеводитель. Сейчас идея велодорожек в Новгороде активно обсуждается на всех уровнях, и я верю, что она вполне может быть воплощена. Для этого нужна воля власти. Я готов обратиться к тому же Роману Абрамовичу, которому, конечно, нет никакого дела до Великого Новгорода. Но! Если ему город гарантирует, что поставит памятную табличку с надписью: «Абрамович профинансировал велодорожку», а не «Челси», и пригласит его за это на 1150-летие, думаю, ему будет приятно. Так же, как и любому банку, кстати.
Симоненко не просто пассивный собиратель древних историй, но, в силу профессиональной деятельности, готов внести и посильную лепту в восстановление первоначального облика города. Есть у него идея реконструкции легендарных оборонительных башен, стороживших входы в старинный Новгород в XIV веке, но очень боится погрязнуть в согласованиях и разрешениях. Говорят, те сооружения были похожи на Белую башню, которая стоит и сейчас на Софийской стороне.
— Они высотой 10 метров, размером 4
на 6. Внутри башен были ворота, подъемный мост, который вел к пристани, куда приставали ладьи. Сейчас на Окольном валу, конечно, есть только следы фундаментов двух круглых башен. И, самое главное, наш замечательный архитектор Нинель Кузьмина сделала проект их восстановления, — вид при этом рассказе у Сергея Ильича поистине вдохновленный. — Въезжаете вы со стороны Москвы в город и видите две белые башни. Сразу понятно, что вы попали в древний город. Церкви, кремль — это все потом...
Сергей Симоненко утверждает, что он не фанат, однако послушать его, так лучше велосипедного способа передвижения не найти.
— Представьте, что теплым солнечным днем вы едете вдоль деревьев, мыслей ноль, средняя скорость велосипеда 22—25 км. Приедешь в монастырь, внесешь посильную помощь, поговоришь, искупаешься в речке. Мост отражается в реке, и  рядом отраженье башни, чем день запомнится вчерашний…
Последняя фраза — это цитата из его стихов, которые тоже пишутся, по утверждению автора, особенно легко после велосипедных прогулок.


Победители велосипедов

В достаточно просторной для велосипедов Новгородской области существует всего три фирмы, которые могут предоставить условия любителям небыстрой езды. Турбаза «Лесное озеро» в Хвойнинском районе, «Страна Див» в Боровичах и ОО «Центр развития программ здорового образа жизни» в Новгородском районе, которая известна организацией раз в году велопробегов вокруг Ильменя. За три дня 50 молодых велосипедистов проезжают 250 километров.
— Есть у нас в «меню» и недальние поездки по Новгородскому району — на место Шелонской битвы, знаменитые Ильменские глинты, в Леохновский монастырь, — рассказывает менеджер проекта Татьяна Малькова. — Но в парке всего 10 велосипедов, которые мы готовы предоставить туристам.
По информации офиса туризма «Красная изба», интерес у гостей Великого Новгорода  к велосипедным экскурсиям нестабильный. Во-первых, спрос сугубо летний, в основном у иностранных туристов. Во-вторых, те, кто однажды не смог получить требуемую услугу, больше, естественно, не обращаются. Закон рынка: нет предложения, не будет и спроса.
В областном центре есть единственный пункт проката велосипедов, который действует по странному принципу, выдавая байки только по новгородской прописке. Таким образом, получить гостю велосипед в Новгороде — непозволительная роскошь.
Елена Михайлова, доцент кафедры журналистики НовГУ, одна из инициаторов создания  в Великом Новгороде велодорожек, говорит, что власти города пока не готовы к системному решению по выстраиванию велоинфраструктуры. Однако у мэрии уже есть желание профинансировать небольшой отрезок дороги для двухколесной братии — от гостиницы «Садко» до Синего моста, ведущего на Москву.
— Пока любая велодорожка в Новгороде будет выглядеть как огрызок, но мы обязательно придем к хорошо развитому и цивилизованному велотрафику, — комментирует она. — Выяснилось, что в областном центре — огромная армия велосипедистов, которые нас поддерживают. Достаточно сказать, что за летние месяцы, по данным точек продаж веломашин, 2400 человек обновили своих железных коней.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)