Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Знание — сила

В Старорусском районе отменено решение о закрытии малокомплектной сельской школы

Нынешним летом в деревне Тулебля согласно программе реорганизации общеобразовательных учреждений области местная средняя школа
была преобразована в начальную. 27 учеников старше четвертого класса были переведены в так называемую базовую школу деревни Сусолово, что в 18 км от Тулебли. Против такой реформы восстали родители учеников.

Истоки происшедшего кроются в том, что, по данным специалистов, содержание образовательного учреждения в столь малом населённом пункте вело к неоправданно высоким затратам и снижению качества обучения детей. Например, сегодня в школах вводится так называемое «подушевое» финансирование: чем меньше в классе учеников, тем ниже зарплата у учителя. Если в прошлом учебном году на заработную плату в Тулебельской школе выделялись средства в размере 114 тысяч рублей ежемесячно, то при новых принципах финансирования стало бы 77 тысяч.
Ещё одним веским доводом в пользу реорганизации Тулебельской школы стали сомнения представителей районного комитета по образованию в качестве обучения. «Мы не можем позволить себе оснащать все школы района современными пособиями, внедрять высокие технологии в учебный процесс, — пояснила председатель старорусского комитета образования Галина Бабурцева. — Сусоловская школа станет базовой, и дети будут учиться в современных условиях».
Однако никакие доводы о необходимости реорганизации не убедили родителей. 1 сентября школьный автобус, который прислали специально за тем, чтобы отвезти юных тулебельцев на занятия в Сусоловскую школу, ушёл пустым. И дети, и родители, и педагоги пришли на линейку в свою неработающую школу. Так продолжалось несколько дней: за детьми в Тулеблю исправно приезжал транспорт, а дети шли в свою школу. Наконец в Тулебельской школе появился первый вице-губернатор Борис Воронцов и созвал совещание с участием заинтересованных сторон, в том числе председателя областного комитета образования Владимира Аверкина и главы Старорусского муниципального района Евгения Рябова.
Разговор был долгий и горячий, но вещи выяснились странные. Хотя и простые. Оказывается, не только тулебельские школьники не хотели по разным причинам учиться в Сусолове (некоторым условия там показались настолько неподходящими, что они перевелись в… Старую Руссу), но и педагоги были согласны потерять в зарплате, но остаться на месте. Такая вот у нас реформа: все против, но если маховик раскручен — кто остановит?
Остановил Борис Воронцов, сказав при этом очень правильные слова: «Ни одна школа в области больше не будет закрыта, пока вопрос не будет детально рассмотрен мною лично. В каждом конкретном случае будет учитываться специфика населённых пунктов, где расположено общеобразовательное учреждение».
Таким образом, занятия в школе деревни Тулебля были возобновлены. Финансирование её в полном объёме, но с учётом новых правил, будет восстановлено. Все педагоги, переведённые в Сусоловскую школу, — вновь восстановлены на работе в школе Тулебельской. Педагоги-пенсионеры, уволенные в связи с реорганизацией, — тоже.
Победа! Родители отстояли право своих детей учиться рядом с домом. Плюс и в том, что в Тулебле останется общеобразовательное учреждение. Уже сегодня инвесторы живо интересуются свободными землями в этом населённом пункте. «Новгородский бекон», например, скупает здесь земельные паи. Как пояснили «НВ» представители Тулебельской администрации: скоро здесь начнётся развитие животноводства. Если придут инвесторы, значит, им потребуются специалисты. А в деревню, где есть школа, люди поедут гораздо охотнее.
Однако наряду с плюсами есть и явные минусы, которые, быть может, не видны сегодня столь ясно, но непременно дадут о себе знать в будущем.  Так, например, на совещании все без исключения педагоги объявили о своей готовности работать в школе с меньшей заработной платой. Но прошло два дня, и учитель биологии уже попросил подыскать ему замену. Причина — не маленькая заработная плата, а плохое состояние здоровья. Придётся подбирать нового специалиста, что не так-то и просто: ездить из города в сельскую школу за мизерные деньги вряд ли кто согласится.
Вопрос реорганизации Тулебельской школы обнажил ещё несколько проблем. Вдруг выясняется, что в некоторых классах специальные предметы (к примеру, русский язык и литературу) будут преподавать (как и прежде) не специалисты, а педагоги иных направлений. А где специалистов взять?
Не стоит также забывать, что качество образования снижается из-за ненаполняемости классов. Дело в том, что из разновозрастных групп детей формируются классы-комплекты. И уроки с разными классами проводит один учитель, в одно время, в одном кабинете ...
Кто же выиграл в этом противостоянии? Мне кажется, ответ на этот вопрос отнюдь не однозначен.

Людмила РЕБРОВА