Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Новые испытания

{mosimage}Курс на модернизацию образования будет продолжен

Очередной разговор с председателем комитета образования, науки и молодёжной политики Владимиром АВЕРКИНЫМ мы приурочили
к грядущему началу нового учебного года. Каким он станет для новгородских школьников, учащихся и студентов? Как показала беседа, непростым...

— Владимир Николаевич, в понедельник начинается новый учебный год. Какие новшества ожидают образование области?

— Реализация в течение более двух лет приоритетного национального проекта «Образование» продемонстрировала новый механизм управления образовательной системой. Главная особенность этого механизма – ориентация на получение конечного результата, поддающегося точному измерению и оценке.

Таким образом, национальный проект оказался созвучен Указу Президента Российской Федерации № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который, как известно, содержит перечень конкретных показателей, охватывающих в том числе систему образования. При этом указанный механизм не только ориентирует на решение актуальных задач, но и предусматривает необходимое финансирование в полном объеме. Еще одна его особенность — эффективный контроль за точным и своевременным достижением поставленных целей. Всё это вместе обеспечивает четкую организацию работы по выполнению проекта. Ближайшая стратегическая задача — сделать так, чтобы национальный проект был не просто одним из элементов системы образования, а стал идеологией ее развития. Для этого необходимо прежде всего совершенствовать оценку деятельности тех, от кого зависит результат — от директора школы до руководителя субъекта Российской Федерации.

Сейчас нас ждет переход образовательных учреждений в статус автономных. Это шаг позволит не только более эффективно распоряжаться бюджетными деньгами, но и зарабатывать дополнительные средства. Будет продолжена работа по повышению заработной платы учителей за счет более рационального расходования имеющихся средств и повышения доходной части областного бюджета.

— Как думаете, насколько эмоциональной будет реакция руководителей образовательных учреждений?

— Сегодня идеология новых задач всеми принята. Идет работа над изменением уставов учреждений, разработкой правовых норм, по которым будут работать учреждения на муниципальном и областном уровнях.

— Продолжится ли процесс реорганизации учебных заведений?

— Эта задача будет решаться в соответствии с принятыми муниципальными программами. С целью создания равных условий для получения образования всеми учащимися мы перешли на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. Исходя из количества детей в классах формируется зарплата педагогов. Но теперь получается, что в районной школе обучение ученика стоит, скажем, 12 тысяч рублей в месяц, а в школе, которая от центра района в 20—30 километрах и небольшое количество детей, стоимость ребёнка может возрасти до 160 000 рублей.

— И поэтому муниципалитеты начали закрывать малокомплектные школы?

— При условии рационального расходования средств у нас есть резерв порядка 180 миллионов рублей. Эти деньги можно направить на увеличение зарплаты педагогам! А они идут на оплату излишнего административно-управленческого персонала. Соотношение педагогического и управленческого персонала должно равняться 30 процентов к 70, а мы имеем 50 к 50.

Да, никогда в селе не будет по 25 человек в классе, предельной нормы наполняемости классов в городе. А вот 14, это норма для села, достичь можно. Хотя бывают случаи, когда в школе учится не больше десятка детей, а для них работают сразу по 6—12 педагогов.

— Каковы планы реорганизации учебных заведений?

— Муниципалитеты должны сами инициировать решение таких вопросов. Но я вам скажу, что 21 августа на совещании работников образования области мы показали представителям районов, что они сегодня имеют. Теперь они могут задаться вопросом: как, имея равную сумму денег на ребёнка, одни районы добились зарплаты педагогам в размере 12 000 рублей, вторые — 11 000, третьи — 9 000. Самая высокая зарплата оказалась в Волотовском, Батецком, Солецком, Шимском, Любытинском районах, а самая низкая — в Хвойнинском и Окуловском.

— Давно ходят слухи о том, что Минобразования России намеревается сократить число высших учебных заведений в стране с 1 000 до 150—200. Внесите, пожалуйста, ясность.

— Сокращение числа вузов при условии сохранения в прежнем объеме средств на высшее образование позволит увеличить норматив финансирования бюджетных мест, что обеспечит повышение качества образования.   При этом общее количество студентов резко не уменьшится — в стране открылось много негосударственных вузов, их филиалов, техникумов.

Современная ситуация в России, к сожалению, такова, что от демографического спада в первую очередь страдают учреждения начальной ступени образования. Сегодня в начальном образовании мы имеем 1 600 человек на 20 училищ. Они комплектуются по остаточному принципу. Любой родитель отправит своего ребёнка в вуз или в крайнем случае в техникум, где тот получит более престижные корочки, а потом найдёт себе рабочее место. В России сейчас большой дисбаланс между получающими высшее образование, среднее специальное и начальное профессиональное. Если брать новгородскую статистику, то в прошлом году после окончания 11 классов в профлицеи и училища пришли около 300 человек, в средние специальные заведения — около 1 000 и в вузы — порядка 2 000.

В этом году в области, к примеру, никто не пришёл поступать на специальности станочника и токаря. Поэтому в стране и появилась идея сократить число вузов, чтобы уменьшить поток поступающих туда и перенаправить его в другие учебные заведения. Провести нечто вроде конкурса для университетов и институтов и оставить только самые лучшие. Но пока это только идея.

Кстати, из-за сокращения числа желающих учиться рабочим профессиям и малой наполняемости учебных групп нам из соображений экономической выгоды приходится присоединять одни учебные заведения к другим. Так, несколько учреждений уже прошли такую процедуру. Это профучилище № 13 в Шимском районе, которое было присоединено к агролицею № 25, училище № 23 в Демянском районе, присоединённое к Валдайскому колледжу сервиса и управления, и училище № 16 в Сыркове, присоединённое к училищу № 26. В Холме училище тоже перешло в статус филиала. Недавно общались с его директором: выяснилось, что контингента уже и на филиал нет. Теперь там дневного обучения не будет, только хозрасчётная группа, в которой будут платно учить взрослых людей.

— Комитетом образования области подготовлена программа развития профессионального образования? Какова её концепция?

— Строго говоря, она называется «Программа подготовки кадров для экономики области». Предусмотрена до 2013 года. Каковы её основные мероприятия? Мы добились того, что начальное профессиональное образование, которое в нашей стране можно обрести за счёт бюджетных средств, в Новгородской области получают 99,9 процента выпускников школ, желающих обзавестись рабочей профессией: водителя, парикмахера, повара, сварщика... Но качественное ли это образование? Отвечает ли оно сегодняшнему дню? Оборудование в профлицеях и училищах — 30—50-х годов, средства на его обновление не выделяли со времён перестройки, один компьютер в среднем на 21 человека, а между тем технологии изменились. Надо учиться ремонтировать не «Москвичи» и «Жигули», а иномарки. В общем, требуется новое оборудование и совсем другие деньги.

Чтобы мы подготовили того, кто нужен на рынке труда, работодатель должен активнее вести себя, приходить в учебные заведения, отбирать для себя будущих работников, принимать участие в анализе программ обу-
чения с целью введения новых дисциплин. Но они к нам почти не приходят: то ли боятся, что денег попросим, то ли потребности нет в специалистах, то ли не доросли сами до таких подходов... Кроме того, нужно думать и о повышении квалификации специалистов с высшим образованием.

И вот, понимая все эти проблемы, мы пытаемся предусмотреть их решение в программе. Одна из важных целей — изменить подходы к профориентационной работе. Ею надо активно заниматься ещё в школе, чтобы в последующем было меньше случаев отчислений из учреждений профессионального образования, когда человек спустя время осознает, что сделал неправильный профессиональный выбор. Для этого в школах отведены учебные часы, во время которых школьники могут попробовать себя в той или иной профессии. Для каждой профессии — блока — отведено до 12 часов. Занятия проходят в учреждениях начального и среднего проф-
образования. Школа заключает с ними договоры, комплектуются группы по профессиям, и либо школьников привозят на занятия, либо они приходят сами. Происходит это по субботам. Ученики пробуют себя поварами, станочниками, автомеханиками, лаборантами-экологами... Если поймут, что не нравится, имеют право перейти в другой блок, не дожидаясь окончания ранее выбранного.

— Вы говорите, что из-за низкой наполняемости групп училища приходится реорганизовывать, а некоторые даже переводить на хозрасчётное обслуживание. С другой стороны, школы должны налаживать сотрудничество с профобразованием.

— Обстановка непростая. Но перед нашими учреждениями профобразования поставлена задача развития дистанционного обучения. Да, оно не даёт возможности попробовать будущую профессию на практике, но при условии, что занятия идут по субботам, наверное, можно посадить группу школьников в автобус и привезти в районный центр, где есть профучилище.

— А автобусов хватает?

— Не хватает. Но понемногу они приобретаются.

Хочу рассказать ещё об одном новшестве программы подготовки кадров. Заметьте, только в нашей стране сохраняется ситуация, когда мы сами учим и сами оцениваем. Поэтому наряду с конкурсами профессионального мастерства два года назад мы начали процесс сертификации профессиональной квалификации. Грубо говоря, это независимая оценка качества знаний, полученных в системе проф-
образования. Для этого создаётся комиссия из одних только работодателей. Из всех училищ собираются учащиеся, претендующие на повышенный разряд по какой-либо специальности, и сдают экзамен не теоретикам, а практикам. В прошлом году мы смогли провести экзамены по 8 профессиям, а в этом году — по 13.

— А всего специальностей, которые можно получить в наших училищах...

— ...порядка 96. Поэтому это направление ещё надо развивать, что и учтено в программе подготовки кадров. К примеру, мы экзаменуем только на повышение разряда, а хотелось бы включать в работу комиссии все разряды.

Учтена в программе подготовки кадров и такая проблема, как недостаток общежитий. В Великом Новгороде, например, только одно действующее общежитие для начального профессионального образования. А если будем ещё закрывать училища в районах, куда дети поедут? В областной центр. А где им жить? В общем, готовящийся документ — очень сложный и объёмный и требует, наверное, отдельного разговора...

Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)