Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Состояние и здоровье

В Старой Руссе судят чиновника, выдававшего подложные справки об инвалидности
Уголовное дело по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями было возбуждено против руководителя Старорусского филиала областного Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) Гелсини Чернышёвой в марте этого года, сообщил корреспонденту «НВ» прокурор Старорусского района Алексей АКИЛИН. Как установило следствие, в 2005—2006 годах девятерым землякам она выписала подложные справки об инвалидности, давшие им возможность получать пенсионное пособие.

По закону признать человека инвалидом может только медкомиссия в составе нескольких врачей после медицинского освидетельствования. Однако Чернышёва, по совместительству работавшая в МСЭ неврологом, ставила свою подпись на справках единолично и без каких-либо осмотров. Кроме того, изготавливала фиктивные выписки из актов освидетельствования о признании гражданина инвалидом, которые затем направляла в Пенсионный фонд, где на «инвалида» заводили пенсионное дело, и он начинал получать пособие.

Удача помогла

Выявить преступление удалось оперативникам Старорусского отделения УБОП УВД области. Как рассказал корреспонденту «НВ» Александр ЩЕРБАКОВ, заместитель начальника УБОП, информация о том, что у Чернышёвой можно было «получить» инвалидность за деньги, начала поступать оперативникам с конца прошлого года. Изобличить медика помог случай.

— В ходе расследования уголовного дела по факту деятельности финансовой пирамиды «Гарант-Кредит», оперативной разработкой которой занимался УБОП, выяснилось, что руководителем представительства этой фирмы в Старой Руссе являлась Гелсиня Чернышёва, — рассказывает Александр Щербаков. — Во время обыска у неё на квартире наши оперативники нашли более 50 оригиналов медицинских дел об освидетельствовании лиц, признанных инвалидами. В эти документы Чернышёвой были внесены персональные данные десятков жителей Старорусского района. Впоследствии с ними были проведены встречи, в ходе которых некоторые написали явки с повинной и признались, что получили инвалидность незаконно. На основе этих материалов и удалось возбудить уголовное дело.

Без взятки жить несладко

По словам Андрея ЛАПКИНА, заместителя руководителя Старорусского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России (СМСО СУ СКП РФ), вменить в вину Чернышёвой удалось только 10 случаев фиктивного оформления инвалидности для девяти человек. Вообще, согласно датировкам на отдельных изъятых в квартире Чернышёвой актах освидетельствования, делать людей «инвалидами» она начала ещё в 2001 году. Но многие эпизоды её преступной деятельности не нашли отражения в обвинении, в частности, из-за истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Совсем не удивительно, что, по показаниям свидетелей, прибегавших к услугам Чернышёвой, возможность стать инвалидом без прохождения медкомиссии не была бесплатной и, по разным оценкам, обходилась в 800—6000 рублей. Однако уголовное дело по фактам получения взяток в отношении Чернышёвой возбуждено не было: оперативникам не удалось поймать мошенницу с поличным. На момент появления компрометирующей её информации Гелсиня Чернышёва уже не работала руководителем Старорусского филиала МСЭ, уволившись из учреждения по собственному желанию.

Гуманная профессия

Думается, что нас, простых обывателей, в деле Чернышёвой должно удивлять прежде всего слишком явное несоответствие между внешней и теневой сторонами жизни обвиняемой. Женщина, врач-невролог, обладательница интеллигентской, гуманной профессии, с соответствующим кругом общения оказывается вдруг если не
прожжённой авантюристкой, то, как минимум, втянутой в грамотно организованные и продолжительные по времени афёры.

В первом случае это один из громких уголовных скандалов вокруг потребительского общества «Гарант-Кредит», которое, по мнению правоохранительных органов, действовало по принципу финансовой пирамиды, обещая баснословные дивиденды в короткое время. В Новгородской области, где с июля 2006-го по начало 2008 года действовали сразу пять представительств «Гарант-Кредита» в Великом Новгороде и Старой Руссе, жертвами пирамиды стали более полусотни вкладчиков, а по России эта цифра достигает порядка 300 тысяч человек.

Другой — с выпиской липовых справок — тоже очень показательный. Во-первых, Чернышёва занималась этим не один год, во-вторых, делала это со сноровкой опытной мошенницы.

— Она, подстраховывая себя, работала только с проверенными людьми, — рассказывает Александр Щербаков. — Оформляла инвалидность друзьям друзей, знакомым знакомых… И у человека, которого увидела бы впервые, вряд ли рискнула вымогать взятку.

Рука руку моет?

Можно предположить, что возможность выявить тёмные делишки руководителя Старорусского филиала была не только у оперативников, но и у руководства областного бюро МСЭ? Можно! Примечательно, что в 2005—2006 годах в филиал приезжали проверяющие из Новгородского бюро, но документальных подтверждений нарушений, связанных с выпиской липовых справок, не обнаружили. Как сказал Андрей Лапкин, в актах тех проверок соответствующие сведения не значатся. Так что формально повода для подозрений областного руководства в осознанной невнимательности вроде бы и нет.

— Сейчас до вынесения приговора сложно давать какие-либо комментарии по делу в отношении Чернышёвой, поскольку нам просто не известны все его обстоятельства, — рассказывает Виктория ОРЛОВА, главный эксперт Бюро медико-социальной экспертизы по Новгородской области. — Скажу только, что в нашей практике подобный случай — нонсенс, неожиданность! Мы сами были шокированы, узнав, что руководитель филиала обвиняется в выдаче подложных справок! Можно ли предотвратить подобную практику, сказать трудно. Да, мы проводим проверки в филиалах, но устраивать тотальные ревизии физически не в состоянии. В архиве бюро МСЭ порядка 30 000 медицинских дел об освидетельствовании! Каждое пролистать невозможно. Как и поставить проверяющего в каждом филиале. 

Это — слова руководителя областного бюро МСЭ. По словам же Андрея Лапкина, давая показания в присутствии адвоката, Чернышёва заявила, что в 2006 году во время выездной проверки областного бюро в Старорусском филиале несколько десятков актов освидетельствования, на которых вместо подписей членов врачебной комиссии стояла только её подпись, были обнаружены проверяющими и переданы ей на руки. Чтоб заполнила их как следует. Как минимум, ревизоры из областного бюро оказались очень простодушными людьми. Кстати, именно после той проверки Чернышёва перенесла все документы из офиса домой, а чуть позже уволилась из МСЭ.

— Вообще, система работы бюро медико-социальной экспертизы — коррупционно ёмкая, — резюмирует Андрей Лапкин. — К примеру, должный учёт за использованием бланков актов освидетельствования не ведётся. Не проводятся сверки между количеством оформленных в больнице направлений на прохождение МСЭ и поступивших в Пенсионный фонд выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами. Если последних будет больше, чем первых, есть повод задуматься над вопросом: за счёт чего образовалась разница?

*    *    *

Гелсиня Чернышёва признала вину в инкриминируемом ей преступлении. На следующей неделе в Старорусском суде состоится заседание, на котором она сможет выступить с последним словом.

По закону ей грозит наказание либо в виде четырёх лет лишения свободы, либо штрафа, либо лишения права занимать определённые должности. Сейчас подсудимая работает неврологом в Старорусской городской поликлинике…

Елена КУЗЬМИНА