Суббота, 10 августа 2024

Редакция

Мелом и по указке

Во сколько обходятся школам ремонты и как долго они длятся
Специалисты широкого профиля

В коридорах Новгородской школы-комплекса «Гармония» людно: учителя наводят порядок в своих классах, уборщицы в коридорах красят стены.

— У школы нет средств, чтобы нанимать специалистов для проведения косметического ремонта. Поэтому такие работы приходится делать техническому персоналу, педагогам и родителям. Они у нас мастера широкого профиля, — говорит директор учреждения Андрей Селиванов. — Но главная наша проблема — кровля. В этом году на бюджетные средства нам удалось покрыть только тысячу с небольшим квадратных метров из трех тысяч имеющихся.

По сведениям комитета по образованию администрации Великого Новгорода: если в 2007 году из муниципального бюджета на ремонты школам, а их в областном центре 34, досталось всего порядка 5 млн. рублей, то нынче — 18 млн. рублей. Правда, как выяснилось, большая часть этих денег — чуть более 11 млн. рублей — предназначена для гимназии «Эврика», здание которой, построенное в начале 50-х годов прошлого века, давно уже требует капитального ремонта.

Много это или мало — 18 млн. рублей на 34 учреждения? Директора многих новгородских школ называют цифру — 50 млн. рублей: столько, по их мнению, всего нужно для капитального ремонта их учреждений.

Заведующая отделом материально-технического обеспечения комитета по образованию городской администрации Ирина Краснова подтвердила, что во всех школах областного центра требуются серьезные ремонтные работы — только в перекрытии кровли нуждаются 16 общеобразовательных учреждений, требуют замены и системы электро- и водоснабжения, отопления, канализации и дренажа.

Но если в Великом Новгороде муниципалитет пусть не так много, как бы хотелось, но все же выделяет средства, то, например, в Боровичском районе в этом году из местного бюджета школы пока еще не получили ни копейки. По словам специалистов комитета образования, заявка направлена в администрацию, но пока еще ответа нет.

— Ежегодно при планировании бюджета на следующий год мы просчитываем потребность в средствах на ремонтные работы всех 24 школ района, — говорит специалист комитета образования Боровичского района Лариса Власова. — На текущий год нам нужно было бы порядка 20 миллионов рублей.

А вот в Демянске, который по экономическому развитию значительно уступает Боровичам, в этом году на 13 школ района из муниципального бюджета пришлось более
2 млн. рублей. Деньги эти по решению администрации пошли на кровельные работы.

В настоящее время мэрия Великого Новгорода ведет разработку стратегии социально-экономического развития города до 2020 года. По предварительным расчетам экономистов комитета по образованию, если ежегодно выделять из бюджета города на укрепление материально-технической базы всех образовательных учреждений десятки миллионов рублей, то для того чтобы привести школы в порядок, потребуется не менее пяти лет.

Но школы столько ждать не могут: в комплексе «Гармония» в этом году из-за дыр в крыше полностью был залит один кабинет и перегорела электропроводка. Что делать в таких ситуациях? Где при скудном бюджетном финансировании взять деньги хотя бы на латание дыр, не говоря уже о капитальном ремонте? Ответ очевиден: либо искать меценатов, либо добровольно-принудительно в разряд спонсоров записывать родителей.

С миру по нитке

Пятый класс, в котором учится моя дочь, начнет новый учебный год в основном здании общеобразовательного учреждения, перей-
дя туда из расположенной в другом помещении начальной школы. Состояние кабинета, в котором дети будут проводить классные часы и различные мероприятия после занятий, повергло родителей в шок: светильники не менялись здесь с советских времен, проще говоря, в классе просто темно; на потолке подтеки, между стеной и оконной рамой спокойно пролезает палец, стекла выбиты. Но представитель администрации очень четко обозначила политику учреждения: родители обязаны создать условия для комфортного обучения своих чад.

«Нормальные условия» обошлись нам в три тысячи рублей с каждого. Нет, родители не против оплачивать дополнительные образовательные услуги и даже материально-технические потребности, но во всем должна быть мера. И правила игры должны быть понятными и прозрачными для всех участников, а не только для дирекции школ. В противном случае сейчас родителям приходится ежегодно «добровольно жертвовать» по 200 рублей на ремонт школы. Подсчитано: за четыре года только наш класс в 25 человек сдал 20 тыс. рублей, не получая при этом никакого документального отчета о том, на что же конкретно тратятся наши деньги.

Меж тем в Боровичском районе у каждой школы есть спонсоры, которые помогают подшефным либо строительными материалами, либо деньгами. Суммы небольшие — 5—7 тыс. рублей, но на косметический ремонт хватает. Родители там оказывают посильную помощь, но только в отношении собственных классов, на ремонты же помещений общего пользования никто с них денег не берет.

В Чудове пошли по другому пути. Там средняя школа № 1 имени Некрасова часть своих площадей сдает в аренду. Деньги, поступающие от нее в районный бюджет, администрация муниципального объединения перечисляет назад школе, понимая, что эти ежемесячные 20—25 тыс. рублей помогут образовательному учреждению самостоятельно справляться с ремонтными проблемами, а не перекладывать весь груз ответственности на власти или родителей.

В районах сейчас власти делают упор на областную программу «Социальная пятилетка», согласно которой значительные средства идут на приведение в порядок в том числе и школ. Например, в Демянском районе в этом году в Лычковской школе меняли канализацию, на следующий год запланировано 1,5 млн. рублей для общеобразовательного учреждения в Кневицах. В Волоте по этой программе в 2009 году запланировано освоить на ремонтных работах в школах 4 млн. рублей.

Лучше поздно, чем никогда?

Кроме муниципальных средств второй год общеобразовательные учреждения региона получают федеральные деньги в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования — большая часть из них идет на ремонты.

Скоро уже 1 сентября, но средств, причитающихся школам областного центра во втором полугодии этого года, город еще не получил, и в комитете по образованию даже не знают, о какой цифре идет речь. Располагают лишь информацией, что на всю область, в том числе и на ремонты, выделено 34 млн. рублей. Значит, конкретные мероприятия на объектах начнутся не раньше октября — во время учебы детей. Понятно, что это будут внутренние работы, не мешающие образовательному процессу.

Уже не один год сотрудники Главного управления МЧС России по Новгородской области добиваются от школ и руководителей отрасли образования установки в учреждениях противопожарных систем. В Демянске, например, эти системы установлены уже во всех общеобразовательных учреждениях района. В областном же центре в этом году из муниципального и областного бюджетов выделено на эти цели 4,7 млн. рублей, которых хватило, чтобы начать частичные работы пока в 11 учреждениях.

Директора всех без исключения школ Великого Новгорода до конца текущего года вынуждены будут предстать перед арбитражным судом. В адрес учреждений выносятся решения о необходимости установки пожарных сигнализаций до 1 января 2009 года. Но в полном объеме выполнено оно не будет: в текущем году из необходимых для этого 26 млн. рублей городские власти планируют потратить порядка 6 млн. рублей.

P.S. Специалисты муниципальных органов управления образованием в один голос говорят, что если в ближайшее время не начать полномасштабные ремонтные работы в школах области, то состояние многих из них можно признать критическим. Сейчас мы подошли, образно выражаясь, к той самой «точке возврата», когда еще можно что-то изменить. И нужно-то для этого всего лишь осознание глубины проблемы и желание ее решить.

Людмила ДАНИЛКИНА