Суббота, 10 августа 2024

Редакция

Путешествие новгородца в «Лапландию»

{mosimage}В сказке Андерсена «Огниво» у одной собаки глаза были как мельничные жернова. Если бы датский писатель жил в наши дни, он, пожалуй, сравнил бы их с колёсами от автомобиля «УАЗ-Патриот», подготовленного к гонкам по бездорожью.

Величина колес внедорожника, который скромно притулился во дворе компании «Ильменские электросети», — 35 дюймов по внешнему диаметру, без малого 90 см. Как говорил герой одного известного фильма, в общем, вам по пояс будет. Как раз, чтобы по пояс не оказаться в грязи, снегу или болотной трясине, в такие колеса и «переобувают» автомобили, когда готовятся штурмовать  бездорожье.

Алексей Лысенко, в душе заядлый путешественник, а в миру — генеральный директор предприятия, на днях вернулся из автомобильной экспедиции на Кольский полуостров под названием «Лапландия-2008». Семейный экипаж Лысенко (жена и 8-летний сын) преодолел за две недели 1 600 км.

— Познакомил своих родных со всеми видами кольского бездорожья — камни, скалы, песчаные дюны, засасывающая отливная полоса! Ездить там безумно интересно, — рассказывает Алексей.

Между нами, у этого путешествия была цель и «корыстная» — свой июльский день рождения Лысенко предпочитает встречать в походах и поездках, желательно, совсем в некомфортных условиях.

— В юности я побывал во всех горных странах бывшего Советского Союза, но пристрастие у меня именно к Северу, здешняя природа мне ближе всего. Нынче купался в Северном Ледовитом океане, очень понравилось. Льдами не затерло, и тюленя видел.

Впервые Алексей оказался на Кольском полуострове в качестве туриста в прошлом году, съездил, так сказать, на повторную разведку. Потому что десять лет назад он там уже был — солдатом срочной службы. Оттуда и стихи:

И солнце отражается в воде

без перерыва на восходы

                                      и закаты.

И деревца на каменной гряде

стоят, как уцелевшие солдаты.

По хорошему бездорожью

Ралли-рейд — это испытание и для техники, и для людей. Большинство офф-роадных (от английского off-road, что значит бездорожье) приключений занимает день-три, бывалые экстремалы называют это «локальными покатушками». «Лапландия» — это почти полный отрыв от цивилизации. Маршрут проходит по кольцу — от Мурманска, по реке Титовка, затем полуостров Средний, Рыбачий, мыс Немецкий, Печенга. Погодные условия очень переменчивы — туман, дождь, перемежающиеся с солнцем, да и вообще, погода меняется несколько раз в день. Людям, не привыкшим жить в таких условиях, это создает значительную нагрузку. Романтика по Алексею Лысенко, это когда «проедешься по хорошему бездорожью, вечером на голом камне ставишь лагерь, обеспечивая себе ночёвку…». Особенно тяжела северная часть маршрута, на южной еще можно заехать в магазин, попадаются даже гостиницы.

— Гонка идет в свободном режиме, скорости у всех разные, условия у всех тоже разные. Общий старт, контрольные точки, чтобы никто не пропал, — Алексей азартно выкладывает свежие воспоминания. — У всех радиостанции в машинах, в прошлом году я умудрился ездить без связи, в этом — не рискнул.

На каждом этапе в караване движутся 15 экипажей. Желающих участвовать в «Лапландии» больше, но ради безопасности число ограничивают.

— В этом году мы поехали четырьмя экипажами от нашего виртуального интернет-клуба любителей внедорожных путешествий под названием «35 дюймов», куда входят жители разных городов: Москвы, Челябинска и Новгорода. Там царит совершенно замечательная атмосфера товарищества. Не скажу, чтобы маршрут был очень трудный, даже лебедку на этот раз не разматывал.  Ну утопили на переправе машину организаторов, не бросать же людей! Из воды торчала только крыша. Для экипажа опасности не было, но вода была очень холодной. Провели ремонт электрики, сменили масло. Если бы они были одни, провозились бы неделю. Вместе мы — сила!

Сделай сам

Вообще-то, на этом месте романтичные женщины могут перестать читать. Потому что дальше пойдут сугубо технические подробности. Зато автолюбителям, кому не безразлично экстремальное передвижение, это будет любопытно. Дело в том, что Алексей Лысенко беззаветно любит российские автомобили. Своего кандидата в настоящие внедорожники он выбирал по названию.

— Я, на самом деле, без всякого экстремизма предпочтение отдаю отечественным автомобилям. Езжу на «УАЗ-Патриот», в гараже есть раритетная «копеечка» 1972 года выпуска, служебная тоже наша — «Волга». Русские мужики должны ездить на русских машинах, особенно когда речь идет об экспедициях на нашей земле.

Заводской «УАЗ-Патриот» Лысенко совершенно преобразил. В первую очередь, поставил на большие колеса.  Для того чтобы оснастить машину такими колесами, требуется целый комплекс инженерных решений.

— Чтобы уменьшить нагрузку, сделал более короткие главные пары у моста. Изменил высоту кузова относительно рамы, иначе колеса не поместятся в арке, но все равно арки пришлось подрезать. На 75 мм кузов был поднят над рамой, в мостах установлены дифференциалы повышенного трения. Добавил лебедку и силовые бамперы. Но двигатель не менял, его вполне достаточно, как было — 136 лошадей.

Процесс постройки внедорожника длительный и почти бесконечный. Сейчас не очень принято самостоятельно строить машины: есть масса организаций, которые все это сделают за ваши деньги. Только на материалы, которые нельзя самостоятельно изготовить, потратил около 250 тысяч рублей. Но! Гораздо больше удовлетворения получаешь от собственноручно сделанной машины, так что на токарном станке сам вытачивал всё необходимое.

Последние три дня перед экспедицией Алексей Лысенко просто жил под своей машиной. Как всегда, готовишься за год, но именно этих дней и не хватает.

Вообще-то, по словам нашего героя, однократное участие в «Лапландии» обойдется от 50 до 100 тыс. рублей, если не стремиться отстроить экстремальный внедорожник и обойтись минимальными переделками.

Нежно по родной земле

Впрочем, и по возвращении на родину «УАЗ-Патриот» без дела не стоит. Иногда его можно увидеть на улицах областного центра. Но главная его задача — доставить владельца до одного из шести подведомственных  районов, если на линии электропередач случилась авария. Ведь, по словам Алексея Лысенко, застрять на модернизированном «УАЗе» почти невозможно. К тому же, у этого автомобиля есть старший брат под названием «Трэкол». Кабина от вездехода, широкие шины низкого давления, максимальная скорость 70 км в час. Своему появлению в автопарке «Ильменских сетей» он во многом обязан хобби генерального директора компании.

— Электролинии у нас построены в труднопроходимой местности. Если в развитых странах столбы и вышки ставят вдоль дорог, то наши трассы обычно лежат через овраги и болота. Так что добраться к ним можно только с применением гусеничной техники. Но тяжелым гусеницам у нас есть альтернатива — «Трэкол». Такой вездеход очень мобилен, что применительно к энергетике становится определяющим.

В Новгородской области сам Бог велел заниматься внедорожными гонками. По признанию опытного путешественника Лысенко, один Холмский район с его Рдейским болотом чего стоит. Ну а пока новгородские любители автоэкстрима в поисках острых ощущений отправляются в Ленинградскую, Тверскую или Мурманскую области.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото из архива
Алексея ЛЫСЕНКО