Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Базовый элемент

Базовый элемент

Почему так больно, когда хотят как лучше

В области продолжается бурный процесс реорганизации образовательных учреждений. Малокомплектные сельские школы закрывают, учащихся переводят в так называемые базовые школы.

Уже в грядущем учебном году сотням и даже тысячам школьников Новгородчины придётся ездить на занятия за много километров от дома. Вполне понятно, что процесс укрупнения школ далеко не всем по душе. Особенно раздосадованы происходящим родители учеников. В попытках остановить набирающую темпы реорганизацию они не устают писать гневные письма во все инстанции. Одно из таких писем пришло в редакцию из деревни Тулебля Старорусского района.

Пять страниц гневного текста, 56 подписей! «В нынешнем году наших детей отправляют учиться в школу деревни Сусолово. А с экранов телевизоров мы только и слышим о стремлении нашего правительства сохранять и строить сельские школы, чтобы люди ехали на село развивать сельское хозяйство. Где же логика?».

Логика вердикта

Согласно областному нормативу финансирования общеобразовательных учреждений в школах города должно быть не менее чем по 25 учеников в классе. В сельских школах эта цифра снижена до 14 человек. Между тем сегодня на селе в среднем в классах учатся по 3—6 человек. В Тулебельской школе сегодня обучаются 55 человек. На одного учителя приходится 3,7 ученика.

Естественно, в такой ситуации говорить об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание школы, не приходится. Куда выгоднее каждый день отвозить учеников из всех ближайших деревень в одну базовую школу. Экономия средств в данном случае очевидна, и подсчитать её может даже дилетант в финансовых вопросах.

Так, годовой фонд заработной платы Тулебельской школы составляет 1,5 миллиона рублей. Стоимость же горючего для того, чтобы ежедневно отвозить детей в Суслово, по расчётам специалистов, не превышает 293 тысяч рублей в год. Заработная плата водителям за 12 месяцев — 300 тысяч рублей. В сумме — меньше 600 тысяч рублей!

Веским доводом в пользу закрытия Тулебельской школы должна стать и новая система оплаты труда педагогов. Коэффициент заработной платы учителей будет отныне рассчитываться согласно вышеупомянутому областному нормативу финансирования. Если в классе 14 детей — коэффициент равен 1. Больше численность — выше заветный коэффициент, меньше — ниже. А вместе с ним и размер оплаты труда педагогов. Так, для педагогов, в классах которых по шесть человек, коэффициент будет равен 0,76 учительского оклада. А даже такой численности без реорганизации малокомплектных школ на селе не набрать.

Не хотим!

По подсчётам специалистов старорусского комитета по образованию, без реорганизации (читай: укрупнения) в новом учебном году сельские учителя района недополучат 800 тысяч рублей. А вот городские старорусские школы из-за высокой наполняемости классов «переполучат»
3 миллиона 800 тысяч.

— Наша главная задача — дать детям возможность получать образование в современных условиях, — комментирует ситуацию в Тулебле председатель комитета по образованию Старорусского района Галина Бабурцева. — Гораздо легче хорошо оснащать одну базовую школу, чем тратить средства на содержание множества сельских.

Не признать справедливость этих слов невозможно. Однако есть у родителей свои контрдоводы: «Мы не хотим отправлять наших детей за 22 километра, подвергая опасности их здоровье и жизнь. Базовая школа находится на трассе Старая Русса — Волот, где аварии происходят почти каждый день».

Действительно, каковы бы ни были уверения наших властей в том, что дети будут вне опасности, родителей в данной ситуации понять можно. Но, с другой стороны, за безопасность детей отвечают профессиональные водители и руководители, которые принимают их на работу.

Ещё один явный недостаток: ездить в базовую школу из Тулебли предстоит ученикам и пятых, и одиннадцатых классов. У одних уроки будут заканчиваться раньше, у других — позже. А автобус обратно пойдет один раз. Конечно, педагоги пошли навстречу детям и родителям — будут открыты группы продлённого дня для всех желающих. Да, получается вроде как не по желанию, а по принуждению. А если строго: час-два после школы под присмотром педагогов для подростка 10—12 лет — лучше или хуже, чем такой же отрезок времени в родной деревне безнадзорно? После занятий тебя и накормят, и какое-нибудь развлечение найдут или уроки помогут сделать. Дома же, вполне вероятно, никого, родители на работе…

Вместо эпилога

Малышей реорганизация пощадила. В Тулебле будет оставлена начальная школа, и детям до четвертого класса ездить никуда не придётся. Им отдают второй этаж местного детского сада. Старорусский комитет по образованию выделил 340 тысяч рублей на ремонт здания. Занятия начнутся как всегда — первого сентября.

Людмила РЕБРОВА
Фото автора и из архива «НВ»