Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Накинулись сети

Накинулись сети

За коробком спичек или пакетом молока удобнее сбегать в небольшой магазинчик на углу. На цене, возможно, и не сэкономишь, но на времени — точно. Однако пока магазины шаговой доступности проигрывают конкуренцию сетевикам.

Они пришли!

Чуть больше полугода назад в Великом Новгороде появился первый гипермаркет — «Лента». За ним потянулись и другие сетевые розничные операторы. Как федеральные, так и региональные. На сегодня их уже более двадцати. Это «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит», «Адидас».

Мы их ждали с надеждой на то, что наша жизнь превратится в сплошной праздник. И вот они здесь: обязательное самообслуживание, регулярные промоакции (одна из наиболее распространённых — скидки на определённые группы товаров в определенный период времени), дисконтные карты, подчёркнутое внимание к потребителю и многое другое.

Казалось бы, вслед за сетевыми продавцами местные торговые секции, отделы, павильоны, малоформатные магазины площадью 100—300 квадратных метров, вынужденные вступить в конкуренцию, должны начать менять свои подходы к покупателю. Ан нет. Мы продолжаем видеть на закрытых дверях павильонов объявления типа «Ушла на пять минут», а в магазинах рваные, покрытые масляными пятнами картонки с надписью «Идёт ревизия», кассиры в приказном тоне просят поискать мелочь в кошельке, поскольку сдачу дать нечем. Перечислять все потребительские обиды можно до бесконечности, но всё-таки когда-нибудь им настанет конец?

Всё по-старому

По мнению специалистов, новгородская мелкорозничная торговля хотя и начала меняться к лучшему, но с приходом крупных операторов высокоцивилизованной всё ещё не стала. Главным недостатком магазинов малого формата остаётся низкое качество менеджмента и сервиса.

К примеру, в областном центре около 2 тыс. торговых точек, из которых почти десятую часть составляют небольшие торговые павильоны и ларьки. Из них, в свою очередь, по словам Валентины МАСЛОВОЙ, председателя комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию администрации Великого Новгорода, около полусотни уже давно потеряли «человеческий» облик, морально устарели, не соответствуют архитектурным нормам и правилам. Иски на их снос мэрия уже направила в суд.

Как сказала Валентина Маслова, в торговле в настоящее время занято около 15 тысяч новгородцев, и мало кто из них имеет профессиональное образование. За прилавок идут все кому не лень. При этом особого рвения к повышению профессионализма и приобретению новых полезных навыков у новгородских продавцов нет. Ежегодно новгородская мэрия организует до пяти-шести профессиональных конкурсов, а участвует в них обычно мизерное количество организаций — порядка 20.

Владельцы торговых точек тоже не отличаются современным подходом к работе. По словам Евгения ИВАНОВА, руководителя Государственной инспекции труда в Новгородской области, одним из типичных явлений в системе небольших магазинов является приём на работу сотрудников без оформления трудовой книжки, а отсюда и «серые» зарплаты, с которых не отчисляются налоги в государственную казну. «Предприниматели на всё идут ради повышения прибыли», — считает Евгений Иванов.

Бизнес есть бизнес

С ним спорит Юлия РОТАНОВА, в собственности которой — сеть малоформатных магазинов бытовой химии, косметики и парфюмерии «Народный». «Поверьте мне, бизнесмен всегда лишнюю копейку будет вкладывать в развитие бизнеса: приобретение современного торгового оборудования, повышение квалификации подчинённых. Однако сейчас, после прихода сетевиков, это становится для многих невозможным, — говорит предпринимательница. — Одна из причин — серьёзное повышение арендной платы в связи с появлением крупных сетевых операторов. Последние, во-первых, выместили мелких торговцев с площадей, которые раньше те занимали, и, во-вторых, согласились на более высокую арендную плату. Владельцы торговых площадей сразу взвинтили цены». Мнение предпринимательницы подтвердил Евгений БОГДАНОВ, председатель Новгородского областного совета по развитию малого и среднего бизнеса при губернаторе области. Он указал, что за последние полгода арендная плата в Новгороде за один квадратный метр торговой площади с 500—600 рублей взлетела сразу до тысячи.

Всё это, конечно, очень неприятно, но бизнес — риск, и кому как не предпринимателю это знать. Не можешь удержаться на плаву в торговле — перепрофилируй бизнес на, допустим, сферу услуг. Практика показывает, что компании, желающие успешно конкурировать с федеральными и региональными сетевиками, борются за своё существование. Некоторые магазины ещё задолго до прихода иногородних сетевых операторов организовали свою систему обучения: «Эконом», «Три бочки», «Адепт» и другие. Так, по словам Татьяны ТИКУНОВОЙ, начальника отдела управления компании «Адепт», в их магазины на работу принимаются новгородцы с соответствующим профессиональным образованием, а для дополнительного обучения создан отдел службы управления и введена отдельная должность — менеджеры обучения. Они проводят для сотрудников различного уровня — от продавца до заведующего отделом — внутренние конкурсы профмастерства, подыскивают курсы повышения квалификации в столичных бизнес-центрах.

— Время не стоит на месте, и продавцу требуется знание не только закона о защите прав потребителей, правил выкладки товаров, информации о потребительских свойствах товара, — рассказывает Татьяна Тикунова, — но и, например, умение определить психологический тип покупателя. Теперь существуют даже различные методы стимулирования продавца.

Гиганты и карлики

Понятно, что предложить подходы в торговле, аналогичные принципам работы сетевиков, магазины малого формата по определению не смогут. Крупные игроки на этом рынке имеют возможность снижать цены за счёт высокой оборачиваемости большого количества товара и сетевого принципа работы. Кроме того, сети благодаря объёмам закупок добиваются от переработчиков и поставщиков высоких скидок и отсрочек платежей, а значит, могут снижать цены.

И, тем не менее, магазины шаговой доступности могут быть конкурентоспособными по отношению к крупным. Их главная изюминка в близости к покупателю: на первых этажах домов находятся магазины малого формата, а рядом с домом располагаются небольшие торговые павильоны.

Торговля товарами первой необходимости, которой придерживаются практически все магазины «у дома», с одной стороны — их достоинство: больше шансов делать высокую выручку при наличии разнообразия товаров, а с другой — западня, в которую загоняют себя маленькие магазины сами.

Поясню. К примеру, в таких крупных сетевых магазинах, как «Пятёрочка» и «Дикси», я не смогла найти ни свежей рыбы, ни мяса — только замороженные куриные тушки. Сетевики предлагают нам консервы и полуфабрикаты: пиццы, котлеты, бифштексы — это понятно. Крупным операторам такой товар удобнее покупать в больших объёмах, поскольку он нашпигован различными консервантами и поэтому может храниться на полках по нескольку месяцев. Поэтому магазины малого формата могли бы позиционировать себя как источники свежей продукции, где можно купить горячий хлеб и сегодняшнее молоко.

— Фактически сетевики торгуют фаст-фудом, — рассказывает Евгений Богданов. — При этом среди магазинов шаговой доступности явно не хватает специализированных. Допустим, можно открыть точку, где будет продаваться только хлеб, но сразу нескольких десятков сортов. По аналогии с этим можно открывать мясные, рыбные, чайные лавки. Однако небольшие магазины характеризуются сходством ассортимента, представленного в сетевых магазинах. Сегодня фактически везде торгуют одним и тем же. Кроме того, в некоторых спальных районах города явно не хватает магазинов шаговой доступности, в то время как в других их слишком много.

Есть над чем работать

Надо признать, и в сетевых магазинах не всегда удобно покупать. Так, например, в «Ленте» я на днях застала такую сцену: у ящика с алычой столпилась группа покупателей и все дружно руками накладывали в пакеты южный фрукт, поскольку в этом гипермаркете покупателям приходится либо самостоятельно фасовать фрукты и овощи, либо покупать уже расфасованные. Однако часто взвешенные сетки с фруктами получаются слишком объёмистыми.

Или ещё один случай. После долгих поисков отдела с тушёнкой в «Ленте» вместо ожидаемого разнообразия я обнаружила несколько десятков банок единственного и малоизвестного наименования.

А буквально вчера автор столкнулась в «Ленте» ещё с одним чудом. На прилавках на бирках с названием сразу нескольких видов пива были прикреплены миниатюрные карточки с текстом: «Извините, товар временно отсутствует». Такие же объявления обнаружились и на отдельных видах соусов, сгущённого молока, конфет. И на некоторых дата исчезновения из продажи была уже давней — 9 июля. В «Дикси» пришлось стать свидетелем того, как покупательнице преклонных лет с мешком картошки в руках продавец на кассе сказала: «Взвешивайте сами». И женщина с тяжким вздохом глянула на электронные весы.

Больше магазинов: хороших и разных

— Появление в городе гипермаркета — позитивный сдвиг для развития конкуренции в сфере торговли, но, надо признать, «Лента» не в полную силу использует свои возможности, — рассуждает Андрей МОИСЕЕВ,
предприниматель, депутат Новгородской городской думы. — Я имею в виду и порой пустые полки, и не всегда большой ассортимент по сравнению с петербургскими «Лентами», нередко перегруженные кассовые узлы. Стиль работы гипермаркета в Великом Новгороде я бы не назвал по-настоящему цивилизованной и современной формой торговли. Поэтому и не произошло заметных сдвигов в системе розничной торговли: конкурентная среда не предъявляет по-настоящему жёстких требований. Это произойдёт в том случае, если у единственного пока в городе гипермаркета появится равносильный, а может быть, и более мощный конкурент. И, возможно, не один. Всё-таки я не считаю «Пятёрочку», «Дикси» или «Магнит» серьёзными конкурентами для гипермаркета. Например, в Питере на 200—250 тысяч человек приходится по три-четыре супермаркета. И при этом сохраняются магазины шаговой доступности.

Примечательно, что норматив торговой площади в расчёте на одного жителя в столице области превышен в полтора раза, сообщила Валентина Маслова. Однако при внешней перенасыщенности торговыми точками нельзя утверждать, что местная торговля соответствует высоким современным стандартам. По мнению Андрея Моисеева, как супермаркетов, так и небольших магазинов шаговой доступности, должно быть ещё больше. Потребителю конкуренция двух торговых систем — сетевых операторов и магазинов малого формата — только на пользу. Тогда конкуренция усилится, слабые будут вытеснены с рынка, а сильные, готовые развивать свой бизнес, останутся.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)