Пятница, 19 июля 2024

Редакция

Чтобы чаще Господь замечал

Чтобы чаще Господь замечал

Kупола в России кроют чистым золотом

Сверху они выглядят даже ещё более завораживающе. Сколько всего в Иверском монастыре золотых куполов, мы не считали, но на Успенском соборе их пять. В минувшие выходные к реставрируемым святыням прикоснулся корреспондент «НВ».

В Иверском монастыре многое делается исключительно по благословению, о чём предупреждают экскурсионные таблички — «Купание в озере только по благословению», «Фотосъёмка только по благословению». Купить благословение можно тут же, в сувенирном киоске.

На вершину храма можно было подняться без этого. «А коли уверены, что голова не закружится, так и полезайте с Богом», — напутствовал нас отец Пантелеймон.

Крутые деревянные лесенки вели на верхотуру. Лепота! Валдайское озеро — как на ладони! Окружающий витые его берега зелёный массив делает ландшафт сказочным и насыщенным, а архитектурные формы монастырских строений с коньками в виде ангелов и маковками золотых куполов подчёркивают трепетное изящество земли русской.

Если кто был в Иверском монастыре прежде, сегодня непременно отметит разительные перемены к лучшему. Форсированная реставрация обители началась, напомним, четыре года назад. Теперь многие постройки уже обрели благопристойный вид, благоустроена территория, сооружены малые формы — оригинальные скамеечки, ухоженные газоны, стилизованные под старину фонари… Уют и чистота встречают теперь посетителей аж у автостоянки и у пристани — фонарики теперь отражаются в воде вместе с церквами…

— Ау, есть тут кто? — кричал оператор телекомпании, окончательно заплутавший в лесах Успенского собора, но голос его растворялся на ветру без ответа. Лишь голубь выдал себя воркованием — ну не брать же у него интервью!

Мы искали рабочих-позолотчиков. Бригада псковских умельцев, как нам рассказали на земле, работает первые дни по непосредственному золочению, и это, конечно, было хорошим поводом наведаться к ним. Искали долго, боязливо ступая по тонким сучковатым доскам, а наткнулись совершенно случайно.

Оказалось, начали они свои работы не с главного, большого купола, а с одного из четырёх его спутников. Рабочая троица первым делом поведала, что внутри окутанного плёнкой пространства они плохо слышат и видят улицу. Температура в жаркий день здесь поднимается до 50 градусов. Но иначе нельзя: купола закрывают плёнкой, чтобы не окрепшее ещё золото не улетало на ветер.

Золочение куполов Успенского собора проводят двухграммовым золотом, но в особых местах, где могут садиться птицы, град ударить, применяют и более толстое, четырёхграммовое покрытие — то есть точно так же, как на фонтанах, например, в Петергофе. Фирма даёт гарантию в 15 лет на покрытие. «Но простоять золото может 100 лет и больше». Бригада много уже работала в Петербурге, в Астане, в Москве.

— Сначала основа. Купол покрываем слоем краски, затем особым атмосферным лаком, сушим, делаем контрольное покрытие, и лишь потом начинается непосредственно золочение, — рассказал мастер Валерий Фролов.

Сусальное золото наносится на подготовленную поверхность дециметровыми квадратами тонкой фольги и затем полируется. На один малый купол, как уже рассчитали специалисты, уйдёт 400 граммов золота. Всего же позолотчикам понадобится около трех тысяч так называемых «золотых книжек»: тонких золотых листов, сложенных в пачки, где в каждой по 2,45 грамма золота. 

Золочение куполов — работа неспешная, ответственная. И всё же в сентябре рабочие обещают открыть новые золотые купола на радость всему миру.

Юрий КРАСАВИН
Фото автора.