Пятница, 19 июля 2024

Редакция

ПОД ЗВУКИ НЕСТАРЕЮЩЕГО ВАЛЬСА

ПОД ЗВУКИ НЕСТАРЕЮЩЕГО ВАЛЬСАВ зеркале — слегка за 50, в паспорте — больше 70, в душе — 18


Женщина без возраста неустанно кружится в вальсе. И не одна — рядом с нею множество пар сверстников. В Старой Руссе подобным зрелищем вряд ли кого удивишь. Четыре года при Центре художественных народных промыслов и ремёсел работает танцклуб «Сударушка». Здесь рады всем. Но предпочтение отдают тем, кому за 50.
Валентина БАЛАШОВА, художественный руководитель «Сударушки», ещё девочкой точно знала, что посвятит себя сцене. Трепетное отношение к искусству подарила ей случайная встреча с артисткой московского Малого театра Кларой Мартенэлли.
— Я тогда жила с родителями на Урале. Клара Фиогеновна была женой персидского посла. В эпоху репрессий её мужа расстреляли, а саму сослали на Урал. Вот здесь-то и произошла встреча, изменившая всю мою судьбу. Я просто пришла в Дом культуры, подошла к известной уже артистке и сказала, что хочу быть такой, как она. На неё это произвело неизгладимое впечатление, и Клара Фиогеновна начала заниматься со мной.


В жизни Валентины Александровны было много того, о чём сегодня можно говорить с гордостью. Когда-то работала заведующей отделом культуры Старорусского района. В это время поступила в Московский университет искусств и блестяще окончила факультет бальных танцев. Пела, танцевала и учила этому других долгие годы. За труд получала и дипломы, и премии. Но самой запомнившейся наградой была фотография с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Сегодня такое поощрение кажется по меньшей мере странным. Тогда же это была высшая форма признания таланта.


На счету много славных побед. Как руководитель Валентина Балашова возила свои ансамбли на всесоюзные и международные конкурсы. И почти всю жизнь работала с детьми…


Сегодня у неё под опекой десять «мальчиков» и восемь «девочек» — большинство уже на пенсии, но она называет их именно так.


— Четыре года назад я пришла в Центр на творческий вечер. Танцевали пары «в возрасте». С вдохновением, но так неуклюже! Я сама попросила у директора Центра позаниматься с танцорами — не за зарплату, а для души.


Намечалось провести два-три занятия. Но работает «Сударушка» и закрываться не собирается. Коллектив — не молодой, но упорный. Самому зрелому танцору — 72 года. Самый молодой — 18-летний Ваня — нынче поступил в военное училище. Но молодёжь в «Сударушке» — единичный эпизод. К «юным» здесь относят тех, кому «слегка за 50».


За четыре последних года состав коллектива почти не менялся. Невероятно, но факт: мужчин здесь больше, женщин — недобор. Дамы энергичны, привлекательны и в основном не замужем. У представителей сильного пола — тоже множество достоинств. Тут бы и закружиться в танце взаимного притяжения. Но партнёры-мужчины все как на подбор семейные.


— У меня была ситуация, когда мужчину на выступление не пустила жена. Пришлось экстренно искать ему замену. Но за моралью своих подопечных я всегда следила. И слежу до сих пор. Ведь танец — это волшебство, благодаря которому можно легко влюбиться.


В силу некоторых особенностей своего коллектива следить Валентине Балашовой приходится не только за исполнением законов морали, но и за здоровьем  подопечных танцоров. Впрочем, на недуги никто не жалуется. А всё потому, что танец — это как спорт. Только нагрузки нужны индивидуальные. Но кому-то танцы, как и физкультура, — противопоказаны.


— Пришли ко мне как-то две дамы и попросились в «Сударушку». К новеньким внимание повышенное. Поэтому я предложила им прийти за час до начала занятий и выучить несколько движений. Потом «новобранцы» остались на основной урок. Уже через некоторое время я заметила, что одна из них частенько выбегает из зала. Оказалось, что повысилось давление и женщине плохо. Весь вечер неудавшаяся танцовщица лежала и не могла встать. Но, что удивительно, на следующее занятие вновь пришла. Жаль, но пришлось человеку отказать. Однако чаще всего я стараюсь адаптировать нагрузки и всё равно беру желающих.


«Беру желающих» — понятие растяжимое. «Сударушка» — коллектив серьёзный, и танцевать здесь дозволено лишь талантливым. Более того, основной набор закрыт. Вот подберут двух дам скучающим кавалерам-одиночкам, и всё. График выступлений расписан по дням. Учить новеньких — времени нет. Тем более что у пожилых танцоров нередко возникают проблемы с памятью, так что заучивать движения приходится дольше обычного.


Особенно часто коллектив приглашают на сцену курорта. Здесь и аплодисменты, и признание, и заряд энергии. Да и вообще сам танец продлевает жизнь и улучшает самочувствие.


Возраст танцу не помеха. Главное — желание, тогда найдётся стимул для дальнейшей  жизни. И старость отступит. В этом убеждена Валентина Балашова.
 
Людмила РЕБРОВА
Фото автора